Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Петр Померанцев: поиск правды в эпоху дезинформации

 

Петр Померанцев, британский журналист и писатель украинского происхождения, приехал в Минск в конце октября с мастер-классом. Автор книги «Nothing Is True and Everything Is Possible: The Surreal Heart of the New Russia», изданной с большим успехом в Великобритании в 2015 году, обсудил с беларусскими журналистами постсоветскую ностальгию, поиск правды и пропаганду в XXI веке.

Померанцев родился в Киеве, вырос в Лондоне, а в 2001 году, сразу после окончания университета, уехал в Москву, где в результате остался на 9 лет. В российской столице он учился в киношколе и в последствие работал на телевидении, а точнее, над развлекательными программами для ТНТ. Вернувшись в Великобританию, Петр попробовал описать пережитый опыт – получилась успешная книга «Nothing true and everything is possible» о политической психологии современной России. Последние два года, что совпали с эпохой новых информационных войн, он занимается осмыслением современной пропаганды и медиа.

Открытая лекция Петра Померанцева. Фото: Николай Жуков

 

Во время открытой лекции Петр Померанцев представил короткую версию своего доклада о современных механизмах пропаганды, который писал для лондонского think tank The Legatum Institute. По словам Петра, в XX веке контролировать умы было гораздо удобнее, ведь распоряжаться отечественными СМИ можно было из одного кабинета, иностранные голоса – глушить, а границы – держать на замке. Всякого, кто не соглашался, можно было изолировать и подавить. И до недавнего времени казалось, что те времена ушли навсегда. Все режимы в настоящее время экспериментируют хотя бы с какой-то формой капитализма, что вроде бы должно означать, что у всех нас должно быть все больше и больше общего. Но перед нами разворачивается совсем другая история – режимы в Венесуэле, Турции, Китае, Сирии и других странах не только не отказались от пропаганды, но нашли в ней новые пути. «Зачем бороться с последствиями информационного века и глобализацией, если их можно использовать?» - задается вопросом Петр.

Что-то странное происходит в мире, где слились внешняя политика, война и реалити-шоу

«В Венесуэле Уго Чавес проводил выборы так часто, что у оппозиции, в условиях отсутствия равного доступа к СМИ и сопоставимого финансирования, никогда не было шансов составить официальным кандидатам серьезную конкуренцию. Чавес получал около 40 часов медийного времени в неделю, включая его собственное шоу «Алло, президент», которое выходило на экраны каждое воскресенье. Это реально очень смешное шоу, эдакое слияние Бенито Муссолини и «Наша Раша», – отметил Петр. – Передачу, которая могла длиться три-четыре часа, смотрела вся страна. Играла какая-то джазовая музыка, которую Чавес вдруг останавливал и увольнял сидящих в зале министров, потом приглашал в студию Наоми Кэмпбелл, Дэнни Гловер или Шона Пенна. Президент щедро делился с аудиторией своими взглядами на все, что угодно, отвечал на звонки, рассказывал истории, объявлял войну. Полное слияние авторитаризма и шоу-бизнеса».  

Померанцев  привел пример, как действует политика подавления неугодных СМИ в Венесуэле: «Чавес, как и его преемник Николас Мадуро, всегда стремился спрятать цензуру в перчатку “невидимой руки рынка”. Вместо того, чтобы закрывать неугодные медиа, они просто добивались того, чтобы те не могли существовать: телекомпании бесконечно наказывали штрафами за клевету или «неприличные» материалы, газетам отказывали в благоприятном для бизнеса обменном курсе для покупки бумаги. Как только бизнес начинал терять деньги, появлялась никому неизвестная фирма, часто с анонимными собственниками, которая предлагала купить издание. И, несмотря на изначальные гарантии сохранения редакционной независимости, новый менеджмент вскоре начинал увольнять журналистов и менять фокус так, что содержательно издание становилось неотличимым от большинства СМИ, лояльных правящей партии».  

Открытая лекция Петра Померанцева. Фото: Николай Жуков

 

«Многие осознали, что в XXI в. тебе больше не нужно полностью цензурировать информацию все время. Это и невозможно. Но вполне возможно создать достаточно дезинформации, чтобы отравить медиа-пространство и помешать людям разобраться в том, что происходит. В Турции Эрдоган создал эскадрон твиттер-ботов, распространяющих теории заговоров. В Китае существует так называемая “Партия 50 центов” – интернет-пользователи, получающие по 50 центов за каждый пост проправительственного содержания. Кремль использует “фабрики троллей”, которые вывешивают прогосударственные посты и атакуют критиков режима, как внутри России, так и за ее рубежами». 

По словам Петра Померанцева, если у людей слишком много версий реальности, то до правды невозможно «дойти». Например, в странах Балтии этнические русские существуют одновременно в диаметрально противоположных медиа реальностях – кремлевской и своих стран пребывания. И согласно опросам, эти меньшинства предпочитают российские телеканалы, т.к. они «эмоционально привлекательны; ты не веришь им, но смотришь с удовольствием». 

Еще один ярчайший пример огромного объема информации, в которой аудитория отказывается разобраться – это предвыборная кампания в США. По сути, по словам журналиста, Трамп применил  логику реалити-шоу в политике: быть скандальным в максимально возможной степени.

На вопрос, что сегодня является стержнем, вокруг которого строится российский информационный нарратив, Петр Померанцев ответил: «Главная мифологема русской пропаганды – это повсеместный заговор, эдакая бесконечная цепочка, по которой невозможно дойти до конца. Выйти из этого круга почти невозможно, но главное – конспирология растит пассивность и убивает понимание, что люди могут что-то поменять».

 

Стратегия выживания в эпоху дезинформации: котики, фактчекинг и constructive news

 

Заметили ли Вы, что в интернете очень много котиков? Во время мастер-класса (см.видео) для беларусских журналистов Петр объяснил, почему они так популярны:

 

 

«Факты очень неудобны, – комментирует Петр. – они говорят тебе, что ты умрешь или что зарплата маленькая. Люди предпочитают окружать себя той правдой, которая им приятна. После пожара в доме профсоюзов в Одессе, который случился в мае 2014 года, группа городских активистов начала эмпирический проект: они собирали факты касательно происшествия, пытаясь восстановить объективную картину трагедии». По сути, это была такая наивная попытка фактчекинга – инициативная группа хотела предоставить информацию городу, но в итоге оказалось, что факты никому не нужны.

Однако, если люди не хотят жить среди фактов, то и доверие к СМИ будет падать. Есть ли выход в данной ситуации? Ответ ищите в видеокейсах с мастер-класса в Пресс-клубе. 

 

Фотоотчет с открытой лекции Петра Померанцева 

Партнёры прэс-клуба