Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Медиамониторинг Media IQ. Март 2020 года

Подборка результатов мониторинга и аналитических текстов от проекта по медиаграмотности Media IQ, который Пресс-клуб ведёт с 2019 года. Методологию, по которой проводится мониторинг в 2020 году, можно узнать здесь.

Стандарты в национальных СМИ. Пропаганда в 71% исследуемых сюжетов ОНТ

Что мониторили в этом блоке. Шесть национальных СМИ и четыре телеканала: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV». Этот блок мониторит соблюдение пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и фиксирует пропаганду и манипуляции в исследуемых новостях.

Как мониторили. В онлайн-СМИ каждый будний день мониторятся пять общественно значимых новостей (с методикой отбора можно ознакомиться в методологии). У большинства телеканалов итоговые недельные программы выходят на выходных, поэтому субботние и воскресные выпуски тоже включаются в мониторинг.

Результаты месяца. Самый высокий средний балл по результатам мониторинга в марте у Naviny.by. В топ-5 вошли Euroradio, TUT.BY, «Наша Ніва» и «Спутник Беларусь».

Лидерами по пропаганде в марте стали ОНТ (в 71% от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (59%) и СТВ (47%).

В марте СМИ чаще всего нарушали стандарты «Отделение мнений от фактов» – 35% (от общего числа исследуемых заметок) и «Достоверность» – 32%. У государственных телеканалов самые низкие баллы в марте (от 0 до 2) получили сюжеты о коронавирусе, поставках нефти в Беларусь и деятельности Лукашенко.

Некоторые СМИ нарушали стандарты «Достоверность» и «Отделение мнений от фактов» в новостях о коронавирусе чаще, чем в статьях на другие темы. У газеты «СБ. Беларусь сегодня» пропаганда в новостях о коронавирусе увеличилась на 12%.

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: госмедиа продвигали риторику властей в новостях о коронавирусе, по-своему трактовали директиву «условно либерального Евросоюза», связывали визит Помпео в Беларусь и решение Польши о реверсе нефти.

«Есть стойкое ощущение, что президент прав». Как дела с пропагандой и манипуляциями в беларусских медиа в марте

Что мониторили в этом блоке. Четыре телеканала и семь онлайн-медиа: «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «Белсат TV», TUT.BY, «Наша Нiва», Euroradio, «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», Naviny.by, «Радыё Свабода».

В отличие от блока мониторинга стандартов, в этом блоке анализировали наличие пропаганды, дезинформации и манипуляций только в новостях о беларусско-российских отношениях, изменениях в законодательстве, а в этом месяце – и в новостях о коронавирусе.

Как мониторили. Изучали, какие нарративы и сколько раз встречаются в новостях. В одной новости может быть несколько разных нарративов. Для одной новости каждый нарратив считается один раз. Методологию читайте тут.

Результаты месяца. У негосСМИ манипуляций в новостях о коронавирусе было в семь раз меньше, чем в госСМИ. В негосударственных – в 28 из 1316 новостей, а в государственных – в 199 из 573.

При этом ни одной манипуляции не было у Naviny.by, TUT.BY и «Спутник Беларусь».

В теме беларусско-российских отношений два самых частых манипуляционных нарратива – «Беларусь требует скидок, низких цен на нефть» и «Альтернативы сотрудничества Беларуси и России нет» – встречались только у «Спутник Беларусь». А в новостях об изменении законодательства у негосударственных медиа не нашлось ни одной манипуляции.

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: в новостях про коронавирус госСМИ говорили о правильности действий власти, а негосударственные их критиковали; госмедиа использовали для пропаганды указ об электрокарах, заявляли об успехах интеграции в связи с приездом главы Совета федерации России, но упрекали Россию в закрытии границы.

Прокремлёвская пропаганда в беларусских медиа. В информационных спорах Беларуси и России нефть замещается коронавирусом

Что мониторили в этом блоке. Публикации ведущих медиа Беларуси и России о беларусско-российских отношениях – российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ. Плюс публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс Новости по ключевым словам, которые описывают беларусско-российские отношения.

Как мониторили. Анализировали, кто говорит, на кого СМИ ссылаются в публикациях о беларусско-российских отношениях, кто герои публикаций, какие идеи транслировали медиа.

Made with Flourish

 

Результаты месяца. Как и в феврале, негосСМИ заимствовали больше российского контента, а БелТА было основным источником для российских медиа, хотя в марте на агентство ссылались реже.

Александр Лукашенко снова занял первое место по частотности упоминания в медиа двух стран. Вначале главной темой оставалась диверсификация Беларусью поставок нефти, затем внимание медиа переключилось на закрытие Россией границы с Беларусью из-за COVID-19.

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: медиа и Беларуси, и России подавали исход споров об условиях поставки нефти как победу Минска, российские СМИ смаковали высказывания Лукашенко про «психоз с коронавирусом», а в Беларуси интеграционная тема так и не ушла на каникулы.

Ещё материалы про манипуляции в беларусских медиа:

Вот здесь читайте, как подача новостей о COVID-19 разделила СМИ на гос- и негос.

Узнайте, что государственные медиа говорили о коронавирусе в Европе, чьи действия хвалили, а чьи оценивали негативно.

Тут собрали примеры того, как гос- и негосСМИ критиковали друг друга с помощью манипулятивных приёмов.

Смотрите видео, как история фейка оказалась манипуляциями со стороны и «Нашей Нівы», и «Беларусь 1».

Партнёры прэс-клуба