Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Лучшие практики польских региональных газет

Автор: Владимир Шпарло, «Вечерний Брест»

Во время октябрьской 5-дневной стажировки в Польше мне посчастливилось познакомиться с опытом работы совершенно разных, но одинаково успешных газет – ежедневной «Dziennik Wschodni» (Люблин) и еженедельной «Tygodnik Zamojski» (Замость). Многое из того, что довелось увидеть и проанализировать, мы попробуем внедрить или частично использовать у себя в «Вечернем Бресте». А для того, чтобы было понятно, о чем собственно идет речь, поделюсь своими основными наблюдениями. Итак…


Редакция TZ

5 самых интересных практик еженедельной газеты «Tygodnik Zamojski».

6 пишущих журналистов готовят ежемесячно минимум 100 тысяч знаков всевозможной информации, размещают свою подробную заявку в редакционном «обмене» с указанием тематики, проблематики и срока сдачи материала в секретариат

1.    Газета строго структурирована и меняет свой облик на протяжении десятилетий. Читатель легко ориентируется в 48-страничном издании, знает, где ему искать политику, информацию из региона, спорт тематические выпуски.

2.    В каждом номере «Tygodnik Zamojski» на продолжении последних 25 лет присутствует рубрика «Рассказы о любви» - газета проводит конкурс на лучшую невыдуманную историю о любви (знакомстве) и учредила постоянные премии. Об этом конкурсе знает вся Польша, в этой рубрике выступают не только читатели газеты, но и маститые польские литераторы, артисты, знаменитости Польши.

3.    По-своему уникальна система еженедельного планирования. 6 пишущих журналистов готовят ежемесячно минимум 100 тысяч знаков всевозможной информации, размещают свою подробную заявку в редакционном «обмене» с указанием тематики, проблематики и срока сдачи материала в секретариат. В случае, если заявку не одобрил секретариат, третейским судьей выступает главный редактор. Таким образом, в редакции не проводится ни единого собрания, за исключением декабрьского, когда шеф поздравляет всех сотрудников с Рождеством и Новым годом.

4.    На сайте газеты принято решение выставлять только заголовки газетных материалов и лиды к ним. Тем, кто хочет получать газету в PDF, предоставлена возможность оформить подписку или купить любой номер по цене на 1 злотый дешевле, чем обычную газету. По словам Михаила Каминского, возглавляющего творческое объединение редакторов региональной прессы Польши, в структуре доходов местных газет поступления от электронных версий составляют 3-7 процентов, не более. С учетом данного обстоятельства он делает вывод о том, что реально зарабатывать в интернете сегодня в состоянии общепольские издания, крупные интернет-порталы и т. д.


Михаил Каминский

5.    Больше всего писем (по состоянию на 25 октября их было уже 15 640) редакция получает для рубрики «Poznajmy sie», которая рассчитана на людей в возрасте 50+. Сегодня в Замойском регионе сотни одиноких людей. Но в редакцию обращаются жители и других регионов. Анонсы размером до 500 знаков редакция публикует бесплатно. Каждый анонс подписан кодовым словом, редакция сохраняет тайну переписки. Те из читателей, которые хотят откликнуться, присылают вместе со своей просьбой чистые конверты и марки. Рубрика не существует в интернете, принимаются и публикуются анонсы, присланные только в письменной форме. Далеко не у всех редакций получается в наше время оставаться настолько нужными читателю. И главное – рубрика нацелена именно на основную категорию читателей, в наименьшей степени подверженной влиянию интернета.
 

5 самых интересных практик ежедневной газеты «Dziennik Wschodni».

Ежедневно каждый из 8 пишущих журналистов сдает  от 3 до 5 материалов и несколько информаций, в т. ч. для сайта

1. Ежедневные планерки, которые проводит главный редактор Кшиштоф Веяк, всегда начинаются в 09:30, с тем чтобы и руководители редакции, и каждый из пишущих журналистов успели (с 08:00) к этому времени ознакомиться с новостями и событиями дня, переговорить с информаторами, посмотреть, о чем уже успели написать конкуренты. Планерку предваряет доклад обозревающего предыдущий номер и свежие номера утренних газет. Ежедневно каждый из 8 пишущих журналистов сдает от 3 до 5 материалов и несколько информаций, в т. ч. для сайта. Такой ритм на первый взгляд представляется невозможным. С этим соглашается и Кшиштоф Веяк, поэтому придерживается практики, согласно которой в редакции могут работать люди в возрасте 23-35 лет, в крайнем случае – до 40. Именно так в «Dziennik Wschodni» и есть.


Летучка

2. В отделе рекламы, который возглавляет Анна Шталь, установлена компьютерная программа, позволяющая прослеживать как движение рекламы по номерам ежедневной газеты, на сайте, так и оплату, особые пожелания рекламодателей. Привлекает внимание практика выпуска специальных еженедельных рекламных приложений в форме буклетов, посвященных агротуризму, медицине, торговле, моде, бизнесу и другой проблематике. Наметилась четкая тенденция: фирмы охотнее соглашаются размещать свою рекламу именно в тематическом приложении, а не в самой газете.


Анна Шталь

3. Ежедневно страницу  www.dziennikwschodni.pl посещает около 60-70 тысяч уникальных посетителей, в зависимости от дня недели. В понедельник обычно больше, в среду меньше. В октябре 2016 года посетили страницу 858 000 уникальных посетителей. Из соцсетей заходят до 30 % посетителей, из них 99,5 % из Фейсбука, из Твиттера около 0,5 %. Остальные сети Blogger, VKontakte, LinkedIn, Nk.pl – представлены очень слабо. В интернете ежедневно появляется 50-60 собственных информаций, которые готовят из газетного контента трое сотрудников сайта.

4. Специальная рубрика в газете и на сайте «alarm 24» - пример того, как можно заполучить первыми самую актуальную информацию о происшествиях, катастрофах. Редакция не имеет собственного транспорта, но бартерный договор с двумя городскими службами такси и введенные именные талоны позволяют журналистам всегда оказываться на месте события «за 5 минут до того», как все случится.

5. Сегодня очень многие торговые фирмы и предприятия сферы услуг в пограничье нацелены на белорусского потребителя. С учетом данного обстоятельства нами был заключен Договор о сотрудничестве в сфере рекламы, обмена информацией. Польских коллег особенно заинтересовал специальный издательский проект брестской и гродненской «Вечерок» - «Вечерний Экспресс». Мы намерены с помощью люблинских партнеров заполучить широкую рекламу для этого издания, выходящего во всех районах Западной Беларуси. В настоящее время прорабатываем возможность участия наших газет в одном из совместных трансграничных проектов, связанных с сохранением исторического наследия.
 

Партнёры прэс-клуба