Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Как брать интервью у пострадавших людей и переживающих первичную травму

Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) вместе с практикующими психотерапевтами подготовила рекомендации журналистам, которые освещают чрезвычайные ситуации и беседуют с пострадавшими.

Что такое «первичная травма»

Термин «первичная травма» применяется по отношению к лицам, которые непосредственно столкнулись с катастрофой. Он включает в себя как тех, кто пережил или стал свидетелем катастрофы, так и тех, кто потерял близких людей.

Рассказ журналисту о своей беде может либо повредить этим людям, либо наоборот, иметь терапевтический эффект. От журналиста во многом зависит, какие именно последствия будет иметь проводимое им интервью.

Журналисту, как и врачу, следует придерживаться принципа «не навреди».

Важнейший определяющий фактор – готов ли пострадавший человек говорить и насколько он в состоянии контролировать ситуацию.

Необходимо получить разрешение на интервью. Можно спросить: «Хотите ли рассказать мне об этом в данный момент?». Если он или она ответят отказом, следует принять это и не настаивать.

Вы можете предложить им возможность поговорить с вами позже. Не будучи готовым, человек не сможет связно рассказать свою историю, и информация, которую вы получите, будет фрагментарной.

Сообщите о параметрах интервью

Если человек согласился с  вами говорить, дайте ему представление о параметрах интервью. Это предполагает и оговоренные временные рамки («Я хотел бы поговорить с вами несколько минут» или «Я хочу задать вам несколько вопросов»).

Оговаривайте примерное время. Если вскоре вам нужно уходить, это поможет вашему собеседнику принять это без ощущения, что его бросили.

Если человек находится в крайне эмоциональном состоянии, на грани нервного срыва, и ощущает себя неловко, спросите его, хочет ли он перенести интервью в более уединенное место – даже если это вестибюль или дверной проем.

Если другие журналисты столпились вокруг вас и вы потеряли контроль над интервью, подумайте над тем, как уменьшить беспокойство, причиняемое вашему собеседнику в результате этого. Не исключено, что следует предложить ему прервать или перенести интервью.

Ваши тон и жесты имеют значение

Тон, которым вы говорите, и ваши жесты имеют большое значение. У человека, пережившего травму, происходит смена эмоциональных и когнитивных ролей мозга – эмоциональные зоны берут верх, тогда как роль когнитивных (отвечающих за логическую обработку информации) идет на спад.

Травмированный человек, вероятно, с большим трудом будет воспринимать ваши слова и будет часто просить вас повторить вопросы, или, если речь идет о подробном интервью, даже записывать их.

Он забудет многое из того, что вы говорили, но будет помнить, как вы это говорили.

Демонстрируйте сострадание, а не отстраненность. Однако, старайтесь контролировать собственные эмоции. Сострадание состоит не в том, чтобы присоединиться к эмоциям собеседника, но в том, чтобы понять и поддержать его.

Не ожидайте какой-то одной реакции. У разных людей последствия травмы имеют разные проявления – от стоических и одеревенелых до истерических. Не судите о состоянии человека по его реакции.

Физическая поза

Примите позу, демонстрирующую сочувствие. Если интервью предполагается длинным и вы сидите, можно сесть рядом с собеседником. Некоторые находят, что иногда лучше не вступать в зрительный контакт с собеседником, а смотреть в ту же абстрактную точку в полу или на стене, что и он – буквально «смотреть на вещи с его точки зрения».

Легкий наклон вперед демонстрирует открытость.

Скрещенные руки или ноги могут быть интерпретированы как замкнутость или враждебность.

Не удивляйтесь, если почувствуете себя неловко – это естественно.

Слезы

Если интервьюируемый плачет, это не обязательно плохо или вредно. Если человек чувствует себя незащищенным или униженным, находясь в публичном месте, попробуйте изменить обстановку и найти более уединенное место.

Носите с собой бумажные салфетки и предлагайте их в качестве жеста сочувствия. Одна из причин, почему люди чувствуют себя неловко, когда плачут – насморк, и если предложить им салфетку, это может помочь.

Дружеское касание руки также бывает полезно. Кроме того, вы можете помочь им осознать значение этого момента.

Могут помочь слова вроде: «Я понимаю, что вам больно об этом говорить, но люди должны это знать, потому что…». Имейте наготове хорошую причину, объясняющую, почему люди должны об этом знать.

Вопросы

Избегайте необдуманных вопросов. Лучше не спрашивайте «Что вы чувствуете?». Замените вопрос на: «Что, на ваш взгляд, людям следует знать о том, что произошло?».

Выверяйте каждый свой шаг. Не проецируйте на себя. Не говорите: «Я знаю, что вы чувствуете». Вы этого не знаете.

Вы должны постараться помочь собеседнику выразить его собственный опыт, каким бы он ни был, и, осмысленно выслушав, понять его.

Избегайте стандартных комментариев. Например, «Могло быть и хуже» или «Вам повезло», «Все будет хорошо». Эти фразы можно заменить на «Сейчас вы уже в безопасном месте».

На вопрос «Почему это случилось?», старайтесь не давать прямого ответа. Лучше сказать честно: «Я не знаю».

Если люди демонстративно отрицают что-то, не спорьте с ними. Отрицание – естественная и полезная фаза горя.

Завершение интервью

Демонстрируйте поддержку. По возможности, завершите интервью теплым рукопожатием, с благодарностью и утешающими словами, например, «Желаю вам всего самого доброго».

В случае, если интервью было длительным, подумайте о том, чтобы позвонить спустя неделю или около того и поинтересоваться, как идут дела у вашего собеседника.

В отдельных случаях люди испытывают чувство вторжения в их частную жизнь и будут сердиться, даже если вы их никак не задели. Это говорит их опыт, а не реакция на вас лично. Прислушайтесь к своей совести. Если она чиста, двигайтесь дальше.

Тезисные комментарии от практикующего журналиста:

  • Проявляйте заботу и уважение. Установите и поддерживайте зрительный контакт.
  • Четко представьтесь и скажите, что вы журналист. Оставьте собеседнику свою контактную информацию.
  • Выразите соболезнования и сделайте это искренне (иногда этот шаг представляется слишком банальным или не совсем естественным. Поверьте, если речь идет о потере, выразить соболезнования нужно, и не дежурно, а искренне).
  • Помните, что люди могут быть в состоянии шока (а значит, у них может быть нарушена память и восприятие событий). Четко объясните свою задачу. Получите информированное согласие. Свяжитесь с человеком на следующий день, пусть он подтвердит согласие на публикацию интервью. Зачитайте ему его высказывания, которые вы использовали в статье/репортаже. Еще раз проверьте, все ли детали вы записали верно (правильное написание/произнесение имени, даты – это важно!).
  • Не давайте обещаний, если не уверены, что можете их выполнить. Если заслужили доверие – не теряйте его (звучит банально, но что, если ситуация требует от вас выхода из профессиональной роли, если люди просят вас о чем-то, что не входит в ваши планы? Иногда такие вещи, как границы вашей профессиональной роли, лучше продумать заранее).
  • В критической ситуации, возможно, вы примете решение отказаться от профессиональных обязанностей по сбору информации и начать помогать людям непосредственно. С другой стороны, помните, что в вашу профессиональную роль не входит кризисная психологическая консультация или тушение пожара (если в наличии для этого есть другие специалисты). Вы можете помочь человечеству другим способом.

Предоставьте интервьюируемому возможность контролировать интервью: выбор места и обстоятельств интервью, возможность остановиться или прерваться, если это необходимо и т.п.. Это хоть немного возвращает человеку утраченное при травме чувство контроля над происходящим.

  • Постарайтесь получить травмирующие фактические детали у нейтральных лиц. Старайтесь не быть тем, кто сообщит о трагедии.
  • Задавайте четкие, открытые вопросы и будьте очень осторожны с вопросом «Почему?». Этот вопрос обращает нас к причинности. У пострадавших процесс поиска причинности – и собственной вины – и так идет довольно интенсивно и болезненно. Лучше вообще не задавайте вопрос «почему».

Не «выдавливайте слезу» и вообще не нажимайте на эмоции. Но если собеседник начал плакать – не бойтесь слез и пауз. Держите наготове салфетки или бумажные носовые платки. Не бойтесь «напомнить» о потере.

  • Внимательно СЛУШАЙТЕ и ПРИСУТСТВУЙТЕ. Старайтесь сами сохранять спокойствие и уверенность.
  • Будьте активным слушателем – повторяйте сказанное, проверяйте, правильно ли вы поняли собеседника, суммируйте сказанное (это поможет вам, во-первых, убедиться в том, что вы правильно записали все факты, а во-вторых, поможет проявить эмпатию).
  • Не сравнивайте (ваш опыт с их опытом). Лучше не говорить: «Я знаю, что вы чувствуете». Можно упомянуть, что с вами произошел аналогичный случай – если он действительно произошел! – но не концентрируйтесь на собственных чувствах.

Снова, не сравнивайте (произошедшее с потенциально худшей ситуацией). Лучше не говорить: «Могло быть и хуже». Это обесценивает страдание, лишает человека права горевать.

  • Не старайтесь обязательно выдать «волшебное» объяснение, утешение или «слова мудрости», от которых собеседнику моментально станет легче.
  • Старайтесь быть внимательны и деликатны в мелочах (это выполнить сложнее всего, но старайтесь не упустить из виду даже детали – например, если вы пришли брать интервью у вдовы, лучше не «ворковать» по телефону со своим любимым человеком).
  • Будьте готовы остановиться, отступить или даже отказаться от интервью, если этого требует состояние вашего собеседника.

И еще несколько рекомендаций

Дайте право на свободный рассказ.

По возможности, найдите волонтера-психолога на интервью. Возможно, даже отдайте ему право задавать вопросы и направлять. Сами фиксируйте.

Будьте готовы, что может начаться отреагирование (флешбэки). В этом случае лучше, чтобы рядом был квалифицированный специалист.

Если человеку тяжело формулировать устно и собрать мысли в единую форму, можно письменно попросить ответить – это может быть легче.

Важно возвращать человека в реальность – «Сейчас ты в безопасности».

Не углублять в эмоциональное переживание. Спрашивайте, что он видел, а не о собственных переживаниях. К слову, про других говорить легче.

Не говорите только о негативных сторонах. Спросите про другие события: возможно, человек кого-то встретил или кто-то его поддержал, слышал на улице людей. 

Пункт про самих журналистов – важный

Отдавайте себе отчет в своих собственных переживаниях. Изучите свои реакции в стрессовой обстановке. Принимайте меры предосторожности и заботы о себе.

 

Этот список рекомендаций не конечный. Дополните его своими собственными примерами, выводами и уроками.

Фото: pexels.com

Партнёры прэс-клуба