Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

COVID-19: советы для журналистов, освещающих распространение коронавируса

Весь материал читайте здесь.

Задача журналистов – предоставить общественности достоверную и понятно изложенную информацию. Во время глобальных кризисов в области здравоохранения, подобных тому, с которым мы сталкиваемся сейчас в связи с распространением коронавируса COVID-19, эта роль становится еще более важной.  

«В подобных ситуациях всегда много непонятного, и ваша задача – постараться выяснить, что происходит», – считает живущий в Шэньчжэне журналист-фрилансер Майкл Стэндерт. Его работы публикуются в Bloomberg, в The GuardianAl Jazeera и других медиа. Стэндерт освещает происходящие в Китае события с момента вспышки заболевания в декабре 2019 года.

Для журналистов, особенно во время кризисов, важно придерживаться сложного баланса между необходимостью информировать общественность и опасностью способствовать разжиганию страха. «Вы не должны внушать людям идею, что беспокоиться не о чем», – сказал профессор эпидемиологии Колумбийского университета доктор Стивен Морс. И добавил, что для журналистов также опасно переусердствовать и стать причиной необоснованных страхов или паники.

1. Ознакомьтесь с ситуацией на местах и включайте в свои работы только проверенные изображения

Как и во время любого всемирного кризиса, в мире циркулирует много разнообразной информации, и не вся она заслуживает доверия. Распространение информации в интернете может обманывать аудиторию – так произошло с фотографией умершего человека в окружении медицинских работников, лежащего на улице в Ухане.

The Guardian опубликовала его как «фото, иллюстрирующее вызванный коронавирусом кризис в Ухане». Однако у редакции нет никаких доказательств того, что мужчина действительно умер от этого вируса.

Прежде чем начать фотографировать или писать, ознакомьтесь с местом, пообщайтесь с людьми и постарайтесь понять, что там происходит. Затем передайте это в своих материалах. Избегайте любого контента, который противоречит тому, что на самом деле происходит с людьми.

«Я не думаю, что в журналистских материалах всегда нужно избегать рассказа о страхах и неуверенности, если именно это настроение преобладает на местах, – считает Стэндерт. – Но нужно быть осторожными, особенно если вы не находитесь на месте событий и у вас недостаточно информации, полученной от свидетелей происходящего». 

2. Фокусируйтесь на освещении событий, а не на анализе

Аналитические статьи и материалы, выражающие мнение автора, конечно, важны. Но по мнению Бетси Джоулс, фотожурналистки-фрилансера из Пекина, мы пока не можем по-настоящему понять последствия происходящего.

Не стоит следовать примеру The Wall Street Journal, опубликовавшей авторскую колонку, в которой Китай был назван «настоящим больным Азии». Этот материал подвергся широкой критике за расизм и спекуляцию на тему того, что экономика страны должна обрушиться в результате эпидемии. Сейчас еще слишком рано пытаться предсказать, к каким долгосрочным последствиям для экономики приведет нынешняя ситуация.

Следует также отметить, что в ответ на статью Китай выслал трех журналистов The Wall Street Journal, – и это тревожный знак, если мы говорим о свободе печати, несмотря на критическую оценку самой статьи.

3. Следите за заголовками

Этот совет предназначен для редакторов: не вводите читателей в заблуждение заголовками. При большом наплыве информации и быстрых темпах социальных сетей, многие люди получают новости, просто читая заголовки. Конечно, вы хотите, чтобы заголовки привлекали внимание, но не приносите факты в жертву количеству кликов, этого не стоит делать никогда, а тем более – в разгар кризиса.

4. Помните – не все цифры отражают точную информацию

Журналисты полагаются на данные, и это важнейшая часть их работы. Но Стивен Морс предупреждает, что на данные не всегда можно полагаться. «Данные об эпидемии или каком-то заболевании всегда будут неточными, – сказал он. – И менее всего они точны в самом начале».

Не пренебрегайте доступными сведениями, но объясните аудитории ограничения и неясность, связанные с цифрами, которые вы используете.

Морс объяснил, что инкубационный период нового заболевания оценен примерно в 14 дней. Это значит, что, возможно, у людей, подхвативших вирус, в течение двух недель нет никаких симптомов. Поэтому количество заболевших с течением времени будет меняться.

5. Поговорите с как можно большим числом людей

Вирусом заражаются люди разных социальных слоев, живущие в разных странах и городах. Опыт тех, кто переживает события в Китае, отличается от того, с чем люди сталкиваются в Сингапуре, что, в свою очередь, не совпадает с тем, что происходит в Италии. Большие различия существуют в пределах одной страны – и даже одного города.

«Не все живущие в условиях карантина люди больны или умирают. Некоторым просто скучно», – говорит Бетси Джоулс.

Задача репортеров – отражать различные реалии, в которых живут люди. «Для этого журналистам нужна широкая сеть контактов, которые будут предоставлять им информацию. Даже если все, кто входит в вашу сеть, живут в одном городе, ищите источники из разных социальных слоев», – добавила Джоулс.

Прочесть весь материал.

Источник фотографии – CDC.

Партнёры прэс-клуба