Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Вадим Шмыгов: «Для профессиональной работы с визуализациями должна быть воля самих СМИ»

Справка «Пресс-клуба»:
Вадим Шмыгов, визуальный журналист
Занимается инфографикой в печатных и электронных СМИ с 2006 года. С 2007 по 2012 сотрудничал с информационной компанией БелаПАН. С 2013 работает в крупнейшем белорусском интернет-портале TUT.BY. С пакетом визуализации и аналитики Tableau работает с начала 2014 года, однако визуализации TUT.BY уже побеждали в конкурсе Viz of the day и вошли в мировой ТОП-5 лучших новых авторов Tableau (http://www.tableau.com/public/blog/2015/01/2014newauthors-2723). Пытается совместить технологичность визуализаций с их визуальной привлекательностью.

— Надо стремиться рассказать новое, передать суть и вызвать эмоции через визуальный образ. Все, что можно систематизировать и показать, потом легче проанализировать и понять. Текст может забываться, а визуальный образ остается и помогает вспомнить и понять сопутствующий текст. Я покажу вам таблицу и задам по ней вопрос: где в Беларуси выше загрязнение от производств? Вы на него ответите, но вам нужно будет время. А если есть визуализация — вы ответите практически сразу, наглядно увидите основные тренды и запомните эту информацию.

Для профессиональной работы с визуализациями должна быть воля самих СМИ. Когда работаешь с визуализацией данных, процесс работы проходит несколько стадий, каждая из которых требует абсолютно разных навыков: журналиста, аналитика, дизайнера и программиста. В известных мне студиях инфографики эти люди и работают. Иначе говоря, при работе с инфографикой должны работать оба полушария мозга.

Например, у нас есть люди, которые на общественных началах занимаются открытыми данными: сообщество opendata.by, участники которого самостоятельно с помощью бесплатных картографических инструментов распределили все дома Минска по принадлежности к конкретным ЖЭСам. Совместив эти данные с другими, я как инфограф в будущем смогу использовать эти данные в инфографике по отключению горячей воды в Минске, а Василий Пупкин сможет подсчитать, например, в зоне ответственности каких ЖЭСов случается больше пожаров. А Лариса Ивановна сможет узнать по своему адресу контактные телефоны специалистов своего ЖЭСа.

Для того, чтобы сделать эту работу и постоянно актуализировать данные, человек должен потратить не один месяц. А в это время хочется за что-то жить. Такие данные могут использоваться потом много раз теми же журналистами. Поэтому, работа с данными требует и времени и, зачастую, оплаченного заказа, например, от СМИ.

Насколько полезным был бы ресурс — агрегатор инфографики в Беларуси? Такие идеи есть, даже ранее похожий проект был реализован небезразличными людьми, но до сих пор не так много хороших визуализаций в Беларуси.
Например, я сделал интерактивную инфографику со сведениями обо всех автомобилях в Беларуси, где видно их распределение по типам, маркам, по регионам (http://auto.tut.by/news/exclusive/427375.html). Когда эта визуализация вышла на TUT.BY, люди, которые занимаются торговлей запчастями, благодарили: «Вы нам сделали план по продажам!». То есть люди, которые этим занимаются, не знали, сколько грузовиков конкретного бренда в том или ином регионе, и, следовательно, не могли правильно распределить свои ресурсы. Вот вам бизнес-полезность от работы с данными.

Многое из того, что сейчас называют инфографикой, нужно заменять текстом. Сейчас происходит девальвация самого понятия: любой список с пиктограммами или текст с картинками называют инфографикой. Я знаю людей, которые из-за тотального опопсения этого направления перестают заниматься визуализацией, возвращаются к прежним занятиям, в дизайн или уходят в преподавание, чтобы научить — как правильно стоит делать.

Партнёры прэс-клуба