Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

«Отклик на номера с семенами был безумный!». Конспект открытой летучки с "Комсомольской правдой" в Белоруссии"

Как в наш электронный век делать успешное издание на бумаге? На открытой летучке редакция одной из самых популярных газет в стране «Комсомольская правда в Белоруссии» поделилась находками и развеяла мифы о себе. В гостях у Пресс-клуба были главный редактор газеты Андрей Левковский, редактор сайта kp.by Ольга Анципович и редактор «толстушки» Инна Бризинская.

 

Как привлечь читателя: фишки КП

 

Андрей Левковский: Большинство наших читателей – женщины, горожане. Это стереотип, что у КП читают в основном пожилые. Люди старше 60 лет - это меньше четверти нашей аудитории.

Наш ключевой продукт сегодня - это бумажное издание, которое выходит четыре раза в неделю тиражом от 30 000 до 35 000 экземпляров. «Толстушка» - развлекательный еженедельник с тиражом от 206 000 до 250 000 экземпляров. Затем сайт kp.by, куда приходит примерно 1,5 млн посетителей в месяц. 

Мы всегда завлекаем читателей всякими прикольными фишками. Например, каждый год в феврале выпускаем номер для дачников с пакетиком семян. Отклик безумный! И люди ходят по разным киоскам, покупают 5 «комсомолок»: где-то огурцы, где-то помидоры. 

Устраиваем розыгрыши. Ответь на какой-нибудь вопрос простой и выиграй мешок картошки. И приходит - бабах! - 1200 sms.

Еще одна наша фишка – газета 3D. К номеру прилагаются очки, а изображения в газете обработаны таким образом, чтобы через эти очки видеть объем. 

Уже несколько раз выходила «живая» газета. Если поставить на смартфон специальную программу, навести на фотографии, отмеченные значком, то изображения оживут. Например, наводишь на Нагиева, и он начинает поздравлять вас с Новым годом.

У нас есть книжные коллекции, которыми мы очень гордимся. Наверно, мы первыми привезли их в Беларусь. Самая топовая была о великих художниках. «Комсомольская правда» в Белоруссии» специально делала издание об Иване Хруцком. Мы продали (представьте цифру!) 1,2 миллиона книг. Для книжного рынка это огромное количество.

***

Бумажная газета монетизируется больше: подписка, продажа и реклама. Сайт пока столько денег не зарабатывает даже близко, а скорее работает в ноль. 

 

Только белорусские посетители интересуют рекламодателей

Ольга Анципович: Для сайта важный показатель – доля местного трафика. Можно было бы запросто нагнать трафика из Мурманска или Перми и показать классные цифры. Но «продаются» белорусские посетители: именно они интересуют рекламодателей. У нас примерно 80% посетителей – белорусы, и это хороший показатель. Возраст основной аудитории – 25-34 лет. Самый читаемый материал был с заголовком «Ядвигу Поплавскую сбила машина», а на втором месте - «Беларусь оказалась в тройке самых бедных стран Европы». 

Ежедневная общая планерка –для сайта и для газеты – начинается со «свежей головы». То есть с человека, который покупает газету и обязательно спрашивает у киоскеров, как она продается. «Свежая голова» обозревает наш номер, смотрит, что написали конкуренты, статистику сайта. Очень часто из того, что читалось на сайте, рождаются темы для газеты: если Влад Бумага «пошел» на сайте, то, понятно, что надо что-то делать о нем для газеты. 

***

Мы по-прежнему получаем много бумажных писем. У нас обрываются телефоны: мы выслушиваем все, что нам рассказывают. Так у нас есть возможность объективно оценить, что на самом деле интересно читателю, потому что иногда есть соблазн написать то, что интересно тебе. Или о чем говорит твоя лента в «Фейсбуке».

***

Однажды случилось страшное. Была перепутана телепрограмма на три дня. Масштаб бедствия - это сложно вообще передать. В 08:30 ты приходишь на работу, а к этому времени телефоны уже полтора часа как разрываются. Конечно, в следующем номере мы опубликовали верную телепрограмму, извинились пять раз, по телефону всем диктовали, когда будут новости и сериалы. Работа редакции была полупарализована. Дозвонилась бабушка, кричала, что ей 86 лет. Мы боялись, чтобы ей плохо не стало. Рассказала, что у нее три внука, что Миша принес газету, мы узнали все про Мишу. Что нужно написать об истории Логойска, потому что у нее оттуда был дедушка. «А ваш Киркоров никого не интересует» - и далее начинается подробный пересказ биографии Киркорова.

Самый популярный комментарий на сайте: «Кто эти люди?»

***

Инна Бризинская: У нас был проект для детей о безопасности в интернете: популярные блогеры давали советы, как вести свой аккаунт. Потом пошли звонки в редакцию: «Здравствуйте, я зарегистрировалась в «Одноклассниках», подскажите, что делать дальше? И вообще зачем взрослому человеку все это?». Молодая журналистка написала хороший материал, что полезного есть для взрослого человека интернете. Статья вышла в «Толстушке», и отзывы были положительные. Но для сайта решили поменять заголовок на что-то вроде «Зачем 40-летнему Facebook?». Такая формулировка возмутила людей, и поднялась буча. Очень досталось журналистке: люди залезли в ее аккаунт, посмотрели, сколько ей лет, и очень много чего написали.

Белорусы на обложках очень плохо продаются

Инна Бризинская: «Толстушку» читают дольше, чем ежедневку, поэтому в выпуски мы отбираем хорошие истории, громкие расследования, народную экономику, политологию. Главные наши читатели – 30% - подписчики, еще часть целенаправленно покупает газету в киоске. 

***

Андрей Левковский: В большинстве киосков есть планограмма выкладки газет. «Комсомольская правда» попадает в самый дальний угол: не видно ни обложки, ни верхнего выноса. Таким образом, человек в киоске покупает просто «Комсомольскую правду», а не тему на обложке.

***

Инна Бризинская: Угадайте, какая обложка в прошлом году продавалась лучше всего? С Александром Тихановичем. Хуже всего – с Алесем Мухиным и Дмитрием Нагиевым. Белорусы на обложках очень плохо заходят. Это удивительно. Я не вспомню никого, кроме Домрачевой, Тихановича и, может быть, Агурбаш, которые хоть немножко по уровню продаваемости достигли российской попсы. Но мы были бы рады от нее уйти.

***

Андрей Левковский: Ну даже вот Азаренко стала первой ракеткой мира. Это ж вообще для Беларуси что-то небывалое. На обложку - не продается. Домрачева взяла 4 золотых медали. На обложку - не продается, понимаете. Ну вот хоть ты убейся! Солодуху, казалось бы...

Инна Бризинская: Ну Домрачева вышла замуж - это было хорошо.

Андрей Левковский:  "Домрачева вышла замуж" - было лучше.

 

Андрей Левковский: Лонгриды у нас бывают, но не часто. Это трудоемкие вещи, которые мы зачастую не можем себе позволить: мы делаем ежедневную газету и занимаемся сайтом. «Толстушка» работает в еженедельном режиме, поэтому лонгриды уходят туда. 

Инна Бризинская: Журналистам «Толстушки» я всегда говорю: «Напиши так, чтобы моей маме было понятно» Что касается глубоких материалов, то мы делаем прекрасные интервью с экономистами, с политологами на самые острые темы. 100-процентная оплата коммуналки, Трамп стал президентом, Меркель осталась на очередной срок. Что это значит для мира и Беларуси,. 

Справка

Первый номер газеты «Комсомольская правда» вышел 24 мая 1925 года.

Сейчас «Комсомолка» - это почти 50 представительств в разных городах России, Украины, Грузии, Казахстане, Беларуси, в Западной Европе, в Египте, Турции и даже в США, где выходят дайджесты. Все эти представительства объединены издательским домом «Комсомольская правда» с головным офисом в Москве. 

Кроме бумажной газеты издательский дом делает сайт kp.ru, kp.byи сайты версий других стран, радио «Комсомольская правда», «Телегид», «Экспресс-газету», городскую бесплатную газету «Ва-банк». Суммарный тираж всех газет в месяц – примерно 11 млн экземпляров. 

 

Кристина Марчук

Каментарыі

Партнёры прэс-клуба