Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Сэм Вудхауз : "Доверие и непредвзятость - в основе всего, что мы делаем".

Первый гость Пресс-Клуба  после летнего отпуска Сэм Вудхауз - ответственный редактор политических программ корпорации BBC с более чем 20-летним опытом, тонким английским юмором и доскональными знаниями британской избирательной системы. На встрече, которая прошла в пространстве ЦЭХ  25 сентября, Сэм рассказал про стандарты работы британских СМИ во время избирательной кампании..

Сам Вудхауз не только руководит политическим отделом, но еще и координирует вещание во время избирательной ночи. Прямой эфир, подсчет голосов, аналитика, вещание из многих избирательных округов одновременно, – все это делает работу во время избирательной ночи невероятно сложной и невероятно интересной. Сам Сэм никогда не голосует и считает, что выполняет свой гражданский долг, создавая увлекательное шоу из, казалось бы, сухой статистики избирательной кампании.

«Я бы хотел  начать с того, с чего должны начинать любые новостные организации, которые задумываются, как и что они хотят освещать – с их принципов и ценностей. На обратной стороне наших бэджей написаны ценности медиакопрорации ВВС, которые ежедневно напоминают нам, что лежит в основе всего, что мы говорим, пишем иди делаем».

«Во-первых, доверие – это основа ВВС,  - продолжает Сэм, - мы независимы, непредвзяты и честны. Во-вторых, наша аудитория – ее интересы в основе всего, что мы делаем. Дальше есть еще пункты о профессионализме, творческом подходе и взаимоуважении, но первые два ключевых слова в этом списке – доверие и непредвзятость. Это относится ко всему, в том числе и к политике».  

Дело в том, что согласно последним опросам жители Великобритании в наибольшей степени склонны доверять национальным теле- и радио-  новостям (86%). Далее в списке источников информации, из которых люди черпают новости, значатся семьи и близкие (78%), газеты (75%) и соцсети и интернет (24%).  Из-за такого большого процента доверия к вещательным СМИ ВВС, впрочем, как и любой другой телеканал, просто обязан относится к своей информации максимально непредвзято, считает Вудхауз. К печатным СМИ это требование относится в значительно меньшей степени, так как британские газеты зачастую поддерживают ту или иную политическую партию, хотя и стараются разграничить собственно новости и мнения колумнистов.  Требование о непредвзятом отношении к информации по отношению к радио- и телеканалам закреплено в Великобритании на уровне закона, в отличие от большинства других стран, к слову.

Что такое непредвзятость в понимании Сэма Вудхауза? «Это стремление поддерживать точность, охватывать как можно больше разных мнений, показывать новости со всех сторон и предоставлять каждому кандидату в избирательной кампании равное количество времени для освещения своей программы», - говорит британский журналист.

В свое время ВВС издало особое руководство, регулирующее, что может выходить в эфир.  Например, можно ли стоять у дома кандидата с камерой без его ведома, при каких обстоятельствах можно проводить экзит-поллы, какова процедура обжалования информации.

«В процессе освещения политических кампаний мы делаем репортажи из тех или иных избирательных округов, либо рассматриваем отдельные пункты программы кандидатов, но таким образом, чтобы каждый из них получил равное количество эфирного времени. Кроме того, делаем материалы о кандидатах, показываем дебаты между ними, занимаемся расследовательской журналистикой».

 

 

 

 

«Непредвзятость не  означает предоставление абсолютно всем одинакового количества эфирного времени, – продолжает Сэм Вудхауз. – Существуют мелкие партии, у которых нет шансов на победу, поэтому им предоставляется меньше времени. Однако аудитория ожидает, что большие партии, у которых как раз есть возможность выиграть выборы, будут чаще появляться на телеканалах». 

 

На самом деле еще до начала избирательной кампании руководство ВВС решает, в какой пропорции будет распределено время между всеми кандидатами во время 6 недель политической агитации. Решение принимается на основе успехов в прошлых выборах, а также на основе результатов текущих экзит-поллов, какие пропорции в освещении получит каждая отдельная партия на протяжении 6 недель избирательной кампании. Во время последних общих выборов как лейбористы, так и ныне правящие консерваторы получили совершенно равное количество эфирного времени, а вот партии поскромнее довольствовались в два раза меньшим количеством.

Еще одна интересная деталь: на протяжении 6 недель избирательной кампании работа парламента прекращается, а чиновники переезжают из своих парламентских офисов в штаб-квартиры своих партий. Так, Дэвид Кэмерон в этом году покинул свою резиденцию на Даунинг стрит, 10 и вел дела из штаба Консервативной партии. Таким образом, исчезает вероятность того, что полдня он будет говорить, что решает правительственные задачи, а вторую половину – что проводит избирательную кампанию.

Источник фото: i.dailymail.co.uk

«В прошлом году я побывал в Бирме (Мьянме), которая не имеет долгой традиции демократических выборов. Впервые за многие годы у них вообще проходили выборы, пускай и весьма противоречивые. Было много вопросов и к работе журналистов, для которых британское понятие непредвзятости было в новинку. Государственные СМИ считались голосом власти, оппозиционные – видели себя агентами перемен, а потому освещали только события, связанные с  оппозиционным кандидатом.  На ВВС ты можешь быть либо журналистом, который хочет что-то узнать и рассказать, либо журналистом, который хочет быть частью движения перемен. Невозможно совмещать эти роли».

«Как журналисту вам начинают доверять как раз потому, что вы стремитесь дать слово всем сторонам,  поэтому вы на самом деле не можете иметь мнения насчет того, кто и что должен делать для изменения ситуации», - подытоживает гость Пресс-Клуба.  

В отличие от США, где на избирательную кампанию тратятся миллионы долларов, на Великобритании коммерческая политическая агитация в вещательных СМИ запрещена законом, поэтому единственный шанс кандидатов рассказать о своей программе – это появиться в телеэфире ВВС. Отсюда – и отношение к освещению избирательной кампании, как к проведению интервью по работе для политика: схожие вопросы, тональность общения и вообще – максимально сходные условия подобного «интервью» - вот что кроется за словом «непредвзятость». 

 

 

 

 

В 2010 году в Великобритании прошли первые политические теледебаты с участием премьер-министра и лидеров оппозиции. В США подобные дебаты шли еще между Кеннеди и Никсоном, но в Англии этого опыта не было, хотя каждую неделю Великобритания наблюдала за дебатами премьер-министра и Палаты Общин. На первых в истории Британии теледебатах, по мнению Вудхауза, выиграла третья партия – либеральные демократы, которые потом составили коалицию Дэвиду Кэмерону. О них знали меньше всего, но лидер партии Ник Клегг выступил настолько красноречиво, что после теледебатов их рейтинги взлетели до небес. Это сыграло свою роль и в нынешних выборах: Кэмерон был не в восторге от коалиции, а потому отказался и от повторных теледебатов в том формате, в котором они проводились в 2010 году. На телеэкранах он все-таки появился, но играя по собственному сценарию: теледебаты-2015 прошли задолго до голосования и с участием семи кандидатов, а не трех. Расчет Кэмерона был таков: больше кандидатов – меньше возможности проявить себя кому-то одному из них, а, следовательно, – и отобрать голоса консерваторов.

 «Это был отличный пример телевидения, - говорит Сэм Вудхауз. – Теледебаты оказали огромный эффект на аудиторию и ее вовлеченность в избирательный процесс. Хотя, конечно, не все прошло гладко. Не всегда удавалось получить ответ от кандидатов, время было ограничено, кандидаты должны были следовать большому количеству правил, модераторы не слишком хорошо проработали серии вопросов, а политики могли отделаться уклончивыми ответами».

 

 

«Если вы представляете свою телекомпанию, то должны внимательно изучить, каким образом вы собираете аудиторию для теледебатов. Политик, который плохо на них выступит, первым начнет обвинять в предвзятости как раз тех, кто собрал аудиторию. Несмотря на то, что во время наших теледебатов аудитория в студии не могла задавать вопросы, нам все равно нужно было сбалансировать ее представителями всех выступающих партий. Кроме того, модератор объяснял телезрителям, которые смотрели трансляцию по ТВ, как мы выбирали аудиторию в студии, и как мы отбирали вопросы», - рассказывает Вудхауз.

Как такового дня тишины в Великобритании нет. Фактически – это сам день выборов, когда из новостей на телеканале можно услышать разве что прогноз погоды и скупые данные о количестве проголосовавших граждан. После закрытия избирательных участков начинается самое важное – подсчет голосов, который в умелых руках Сэма Вудхауза становится напряженным реалити-шоу в прямом эфире.

 

 

 

 

Election Night  или «Ночь Выборов» - так звучит название шоу Сэма Вудхауза на ВВС, в ходе которого он следит за количеством голосов, отданных за ту или иную партию, демонстрирует графики, иллюстрирующие борьбу лидирующих кандидатов, общается с аналитиками и собкорами, которые следят за ситуацией по всей стране. Сразу после закрытия избирательных участков формула равного распределения эфирного времени перестает работать. Все это призвано показать, за что и как голосовали британцы. И рейтинги этой передачи зачастую опережают рейтинги футбольных трансляций.

 

 

Ответил Сэм Вудхауз и на вопросы беларуских журналистов, хотя смеем надеяться, что самые интересные разговоры остались за рамками общей встречи. Пресс-Клуб открыл новый сезон в кругу приятной компании, с по-осеннему богатым столом и теплыми беседами за бокалом вина. В такой атмосфере даже политические обсуждения проходят как-то гладко и непринужденно.

Видеозапись мастер-класса от Сэма Вудхауза в Press Club Belarus

 

 

Текст: Ольга Цветкова 

Фото: Николай (НИО) Жуков

Партнёры прэс-клуба