Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Мэйв Шерлоу: Беларусь в The Guardian и The Guardian в Беларуси

Пресс-клуб начал 2016 год на широкую ногу: во-первых, у нас появилась собственная площадка в самом центре города, а во-вторых, мы открыли сезон замечательной гостьей – редактором по работе с социальными сетями издания The Guardian Мэйв Шерлоу

Мэйв поделилась не только советами, как сделать так, чтобы ваш материал опубликовала одна из ведущих газет мира (да-да, мы о The Guardian), но и рассказала, как СМИ могут интегрировать различные социальные медиа в свою работу. Но обо всем по порядку.

Как привлечь читателей через соцсети 

Сегодня около 50-60% трафика на сайт The Guardian поступает с мобильных устройств, еще порядка 20-30% - из соцсетей, преимущественно из фэйсбука. Издание считает, что одно из условий его успешного развития в будущем – это максимальная вовлеченность читателей на каждом этапе создания новостей. Помимо традиционных комментариев под статьями и в соцсетях, читатели, например, могут присылать собственные материалы. «Переломный момент наступил во время приводнения самолета на реке Гудзон в Нью-Йорке, - вспоминает Мэйв Шерлоу, - именно те, кто тогда оказался на месте происшествия, фактически вели прямой репортаж с помощью смартфонов и планшетов». 

«Это не значит, что вклад читателей заменяет то, что делаем мы, как редакция: верификация фактов, создание материалов, за которые читатели будут готовы платить, написание заголовков и лидов, которые одинаково успешно смогут восприниматься как на главной странице The Guardian, так и в различных социальных сетях», - говорит редактор издания.

Есть и другие способы взаимодействия с аудиторией. Например, читатели фактически сами создают интервью из своих вопросов, присланных определенному герою. Такому, как космонавт Сергей Крикалев. Один из первых проектов для привлечения читателей из бывшего СССР – фото с историей из былых времен, когда каждый желающий мог прислать фото с воспоминаниями о своей жизни в СССР. Таким образом появился, например, материал про английского мальчика, который отдыхал в одном из пионерских лагерей Беларуси. Когда в «Нью-Йорк Таймс» Кыргызстан назвали по ошибке «Кырзбекистаном», The Guardian решили не иронизировать над коллегами, а создать забавный тест, чтобы вместе с читателями разобраться в регионе, о котором так мало знает западная аудитория. И это лишь несколько примеров. Ведь, кроме них, были еще и твиттер-трансляции с пятичасовой пресс-конференции Владимира Путина, экспертные панели с журналистами, специализирующимися на тех или иных областях, и много чего еще. И это не считая того, что, кроме главной страницы The Guardian в фэйсбуке, есть еще и тематические страницы разделов кулинарии, культуры, спорта и так далее.

Несколько советов по работе с соцсетями

Для того, чтобы новостью делилось как можно больше людей, нужно, чтобы она хорошо выглядела в разных соцсетях и поисковиках. «Давайте вернемся к примеру с автомобилем, - предлагает Шерлоу.  - В данном случае для того, чтобы читатели нашли статью, в названии должны упоминаться «Беларусь» и «советский автомобиль». Это – ключевые слова для поиска, как и еще несколько, которые будут отсылать к статье через поисковики. Кроме того, увидев такой заголовок, например, в твиттере, вы также сможете составить представление, о чем этот материал, и хотите ли вы его читать дальше, перейдя по ссылке. Кроме того, в лиде, который отобразится, например, в фэйсбуке, мы стараемся заменить слова заголовка синонимами. Так, если в заголовке звучало «советский», то в лиде мы уже пишем «СССР»

Иногда  для более полного раскрытия материала The Guardian задействует все возможные средства мультимедиа: видео- и фоторепортажи, врезки из твиттер-сообщений, хронологию в интерактивном формате.  

Фэйсбук. 20-30% читателей переходят на домашнюю страницу The Guardian с главной страницы издания в фэйсбуке. «Четыре года назад, когда я только начала работать, мы делали один пост каждые 2 часа, потому что все читатели видели все опубликованные в нашей ленте посты. Внезапно мы обнаружили снижение переходов со странички в фэйсбуке на нашу страницу. Буквально за ночь фэйсбук поменял алгоритм и стал ограничивать количество людей, которые могли видеть тот или иной пост в нашем аккаунте. Мы решили, что раз меньше людей видят наши материалы, то мы просто будем постить чаще. Теперь новый пост появляется каждые полчаса 24 часа в сутки. Кроме того, в данный момент мы перестали постить фотографии и оставляем только ссылку с заголовком и лидом, потому что пока именно они чаще попадают в выдачу нашим читателям. К сожалению, возможности узнать заранее, когда фэйсбук поменяет свои алгоритмы нет, поэтому мы просто отслеживаем количество переходов, и если что-то меняется, то мы понимаем, что сменился алгоритм выдачи соцсети. Так что во многом публикация наших материалов в фэйсбуке зависит от него самого». 

Твиттер. The Guardian может похвастаться самым большим количеством журналистов, зарегистрированных в этой соцсети. Зачастую, чтобы раскрутить тот или иной материал, редакция издания  делает целую серию твитов. Много внимания уделяется и тому, чтобы заголовок смотрелся привлекательно именно в твиттере и таким образом провоцировал переход на страницу The Guardian. И, тем не менее, когда пару недель назад твиттер лег на 6 часов, на посещаемости The Guardian в сети это слабо сказалось. Однако, отмечает Мэйв Шерлоу, - это неоценимый инструмент для поиска сюжетов, получения ответов непосредственно от знаменитостей и политиков, которые ведут свой твиттер-аккаунт (и частенько не очень охотно отвечают на вопросы в других пространствах), а также для обращения к конкретным сообществам и персоналиям. Более того, это отличный способ следить за мгновенной реакцией на ту или иную опубликованную новость.

Инстаграм. В данный момент издание работает над тем, чтобы создать сообщество, которому бы нравились публикуемые фото, и которые бы обеспечивали переход на сайт. Пока эти цифры незначительны.

Другие соцсети. Reddit, которые еще называют «домашней страницей Интернета», отлично дает понять, насколько «выстрелит» ваша статья в соцсетях. Оттуда на сайт The Guardian действительно переходит очень много людей, но вот на самой странице издания они задерживаются не более нескольких секунд – фактически, не читая статьи, - поэтому часто этот трафик даже не учитывается. The Guardian также экспериментирует с мессенджерами вроде WhatsApp, Snapchat и Telegram, особенно, на региональном уровне. Так, WhatsApp оказался хорошим ресурсом для популяризации своих материалов в Индии, а Telegram оказался полезен в Иране, где с его помощью редакция брала интервью у иранцев на тему их жизни после снятия санкций. 

Instant Article & Co. Нативные статьи – новый тренд в соцсетях, позволяющий читать материалы, не выходя из того приложения, в котором вы их открыли. Instant Article – детище фэйсбука, доступное пока только для США и Великобритании. Одними из первых возможность создавать в нем материалы получили National Geographic и The Guardian. Google Now и iOS Spotlight – приложения. позволяющие читать статьи, не выходя из основного браузера вашего смартфона. При всем удобстве нативных статей в редакции The Guardian к ним относятся с осторожностью: «Мы понимаем, что это – модель, к которой мы будем обращаться все больше и больше. С другой стороны, мы фактически предоставляем фэйсбуку наш API. Мы еще на стадии экспериментов», - рассказывает Мэйв. 

The Guardian: чем нам интересна Беларусь

Несмотря на то, что издание (газета и онлайн-ресурс) The Guardian входит в число крупнейших в англоязычном мире, в его международном отделе работает не так много журналистов, как хотелось бы самой редакции.  Но вот самих новостей от этого меньше не становится. Поэтому несколько лет назад была создана сеть World Networks – по сути, распределенный международный отдел, в котором редакторы из Великобритании курируют работу местных журналистов, поставляющих им новости. Сбором и публикацией новостей из стран постсоветского пространства занимается New East Network, которая, помимо этого курирует еще и страны Африки, а также Иран и Северную Корею. «Мы начали с четырех стратегических регионов, которые, на наш взгляд, недостаточно хорошо освещаются в новостях, - говорит Мэйв Шерлоу. - Идея подобных международных сетей состоит в том, чтобы увеличить количество материалов о данном регионе за счет журналистов на местах. Например, после парижских терактов мы с помощью местных африканских корреспондентов попытались разобраться, как жители Африки относятся к непропорциональной волне солидарности с жертвами терактов в Париже и практически полному игнорированию аналогичных атак на Черном континенте».

В Беларуси у New East Network есть несколько партнеров, среди прочих TUT.by, Belarus in Focus и BelarusDigest. И если раньше, до возникновения сети местных журналистов, материалы из Беларуси на страницах издания можно было увидеть раз в 2-3 месяца, то сейчас ситуация меняется. Какие новости о нашей стране попадают в The Guardian?

«Как правило, их можно разделить на две категории, - продолжает Мэйв. - К первой относится то, что широко освещается во всех средствах массовой информации: например, получение Нобелевской премии Светланой Алексиевич, выборы президента, апрельские мирные переговоры в Минске. Ко второй категории относятся материалы достаточно узкого характера, какие-то человеческие истории, которые, тем не менее, могут быть интересны широкому кругу читателей. Например, первая и пока единственная статья в The Guardian на беларусcком языке или материал про микрорайон «Запад-4» для слепых в Минске. Кстати, эти материалы были опубликованы после прошлогоднего мастер-класса, также проведенного совместно с Пресс-клубом. Совсем недавно мы опубликовали новость, которая очень хорошо читалась международной аудиторией: «Изобретая колесо: художник из Беларуси до сих пор ездит на советской машине, которую построил сам». Как самому собрать автомобиль – это тема, которая интересует многих по всему миру».

Питчинг или как опубликовать свой материал в The Guardian

Вообще-то «питчинг» - термин из киноиндустрии: это презентация своего кинопроекта для его последующей продажи. В случае медиа индустрии – это продажа идеи для своей статьи потенциальному редактору. В нашем случае – Мэйв Шерлоу и The Guardian. Именно на этом строилась вторая часть встречи и мастер-класс, где каждая группа из нескольких журналистов представляла свой проект, а потом получала его оценку от нашей гостьи.  Вот то, о чем нужно помнить, если вы решили попасть в британские СМИ: 

•    The Guardian публикует новости, статьи, фоторепортажи, аналитические материалы, блоги и журналистские расследования.

•    «Помните: тема – это не история и не материал для статьи. Например, права женщин в Беларуси – это тема. А вот если вы расскажете о соотношении женщин и мужчин в белорусских редакциях, проанализируете текущую ситуацию в целом по региону или сравните данные 10-летней давности с тем, что есть сегодня, то у вас будет конкретный материал, через который вы раскроете свою тему, - рассказывает Мэйв. – Второй вариант - взять очень узкую тему, но которая представляет большой человеческий интерес и может вызвать отклик во всем мире – как, например, в случае с материалом про советский автомобиль».

•    Если вы собираетесь писать именно в The Guardian, будет полезно сперва посмотреть, что именно они уже написали о Беларуси. То же касается и других изданий, куда вы хотите отправить свои материалы.

•    Ответьте на вопросы: было ли это опубликовано раньше? Даже если материал на вашу тему есть и опубликован, вы можете добавить новый угол зрения или привнести новые детали, о которых никто не знает. Почему это будет интересно международной аудитории? Статья может быть актуальной для местной аудитории или даже для читателей из данного региона, но The Guardian стремится, чтобы ее с равным интересом прочитали еще, например, в Индии или в Калифорнии. Подумайте об этом.

•    Никто не отменял традиционное: кто-что-где-когда-как-почему.

•    Найдите редактора, который непосредственно занимается вашим регионом или вашей темой.

•    Питч должен быть кратким, но содержательным: не забудьте указать основные интервью, которые проведете, и то, что у вас есть эксклюзивный доступ к тем или иным героям или событиям. Отдельно скажите, почему вы считаете, что данный материал будет интересен непосредственным читателям издания.

•    London is the capital of Great Britain.  В англоязычное издание стоит посылать питчи, написанные на грамотном английском языке хорошего уровня.

•    Время – деньги: укажите, что вы в гуще события, что у вас есть уникальный доступ к героям (например, возможность сделать интервью со Светланой Алексиевич накануне вручения Нобелевской премии). Если ваш материал – не горящий, питч по нему все равно лучше отправлять в первые 6 рабочих часов в Великобритании. Потом он может затеряться. Это особенно актуально, если вы, не дай бог, решили отправить питч вечером в пятницу или на выходных (редакторы The Guardian получают до 600 писем в день). И да, облегчите им жизнь: вставьте ссылки на свои прошлые работы прямо в текст письма, не высылайте их в приложении – у редакторов просто не будет времени его открыть.

•    Проговорите детали: дедлайн, количество знаков, формат материала (новость/аналитика/ интервью и др.), дополнительные медиа (фото, видео, твиттер-сообщения), гонорар.

Что еще? Главное – не бойтесь.

До скорой встречи в Пресс-клубе!

текст: Ольга Цветкова
фото: Николай Жуков

Больше фото – здесь.

Партнёры прэс-клуба