Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Святой Грааль, который спасет медиа бизнес

Конспект лекции Марка Челлинора, International News Media Association, Великобритания (Львовский медиа-форум, 27 мая 2016 года)

Ключ к будущему новостных медиа лежит в области креативности, а еще — в представлении данных в форматах, которые ближе и понятнее читателю, которые могут эффективно объяснить сложные для понимания вещи.

Каждый редактор новостного медиа должен понимать, что бал нынче правят мобильные технологии. Мир становится более мобильным, и это касается в том числе новостей: они теперь у каждого в кармане.

Как монетизироваться в этих условиях с оглядкой на будущее развитие?

Мир новостных медиа в последние годы взорвали новые медиа-корпорации (VICE, Iinternational Business Times, Huffington Post и им подобные — прим. Пресс-клуба). Я бы предложил отправлять редакторов «старых» медиа в «разрыв-шаблонные» туры по успехам этих новых гигантов.

В сущности, основание их продолжающегося успеха — это всего лишь грамотное позиционирование контента на различных мобильных устройствах — телефонах, планшетах и, в меньшей степени, ноутбуках.

Действительно, мир становится более мобильноцентричным. Мобильные устройства — это уже не просто технология, это тип поведения. Уже 2 млрд человек связаны друг с другом 24 часа в сутки, семь дней в неделю посредством социальных сетей, клиенты к которым установлены на мобильных устройствах, которые повсюду с их владельцами.

Мобильная доминанта в способе распространения медиа-контента усиливается с появлением и распространением более мощных — и в то же время более дешевых — устройств. В обмен на постоянно обновляемую ленту в соцсетях пользователи продолжат делиться своими персональными данными, предпочтениями и другой информацией, которая помогает эту ленту сформировать.

Что важно усвоить медиа: мы не можем подавать один и тот же контент на разные типы устройств в разное время дня.

Пример. Исследования показывают, что в Великобритании 80% женщин и 72% мужчин читают новости со своих iPad и других планшетов в постели перед сном. Не знаю, что это говорит о сексуальном здоровье нации — но тем не менее, вот такие интересные цифры. Понятно, что в этих обстоятельствах им интересна общая картина дня — и мы не можем в это время и на эти устройства поставлять развлекательную или второстепенную информацию, которую, например, получают утром едущие на работу и читающие ленту со своих мобильных в метро.

Я убежден, что для печатных и других традиционных медиа это не означает смерть — но означает реорганизацию.

Интернет вещей растет быстрыми темпами. К 2020 году в мире будет насчитываться 75 млрд подключенных ко всемирной паутине устройств. Вопрос, который должен себе задать любой бизнес, в том числе медиа: что вы со всем этим будете делать?

В 2016 году в любой школе маркетинга вас учат работать с четырьмя главными характеристиками, по-английски это четыре «P»: product, price, place, promotion (продукт, цена, место, продвижение).

Будущее изменит эти вещи на четыре «E»: experience, exchange, everyplace, evangelism (опыт, обмен, всеприсутствие, проповедование).

Будущее привносит фантастические технологии, о которых мы недавно и помыслить не могли.

Уже в ближайшие годы широкое распространение получит технология AR (Augmented Reality, дополненная реальность).

Это означает интеграцию сгенерированных компьютером изображений в реальную жизнь.

Уже широко распространяется VR (Virtual Reality, виртуальная реальность). Получают распространение 360-градусные видео, которые можно смотреть на широкой линейке устройств, от простейшего 15-долларового Google Cardboard до «продвинутого» Occulus Rift.

Другое направление VR – моделирование присутствия реально не находящегося в аудитории собеседника на сцене.

На досуге посмотрите, чего добились в использовании виртуальной реальности пионеры медиа — например, наберите в Google “nyt vr” или “guardian vr”.

Виртуальная реальность может использоваться в медиа не только в журналистских материалах, но и в рекламе. В Австралии медиа широко используют технологии виртуальной и дополненной реальности в рекламе недвижимости.

Последний хит в Великобритании — виртуальная реальность в турагентствах: вы приходите за туром — и, пока ожидаете своей очереди, они показывают вам в VR разные туристические направления.

Но это все — цветочки. На подходе у нас еще одна пугающая — и одновременно прекрасная новинка: механорецепторные технологии. Это такие штуки, которые позволяют передавать на расстояние запахи и даже ощущения. Недавно в одной британской лаборатории удалось передать поцелуй от одного человека другому, который находился на расстоянии.

Соединяясь, все эти технологии представляют богатство смешанной реальности, которые могут и будут использовать медиа. Для того, чтобы превратить просто данные в «умные данные» — и удержать читателя/ зрителя в мире жесткой конкуренции.

Подготовил Николай Анищенко/Пресс-клуб

Партнёры прэс-клуба