Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Пресс-клуб вышел из себя. Конспект летучки

Перед новым годом традиционная открытая летучка впервые прошла с командой Пресс-клуба. Вспомнили историю ПК, как кто попал в команду, поговорили о мотивации, почему всех нас объединяют те же ценности и не только.

Кто участвовал:

Юлия Слуцкая, основательница;

Николай Анищенко, директор;

Алла Шарко, заместитель директора;

Юля Занемонская, помощник директора;

Алексей Шунтов, координатор проектов;

Алёна Талалаева, менеджер спецпроектов;

Юлия Алёхно, маркетолог;

Дарья Глухова, администратор;

Алина Рудина, редакторка соцсетей;

Пётр Слуцкий, оператор.

Модерировал все главред CityDog.by Сергей Cахаров.

Откуда растут ноги

Юлия Слуцкая: «Идея появилась в 2012. Это было грустное время для беларусской журналистики. Хотелось все расшевелить, вдохновить, показать, что есть крутые вещи, которые придут к нам рано или поздно.

Но Пресс-клуб придумали не мы. Это огромная мировая ассоциация, в которую мы входим. Да, модель беларусского Пресс-клуба изобрели сами. Покажусь нескромной, но наш Пресс-клуб – один из самых интересных и активных сейчас. К слову, нас ведь не хотели туда принимать

Согласно статусу ассоциации, в странах с ограниченной свободой слова Пресс-клубов быть не может.

В России, к примеру, такой организации нет. Почему приняли нас? Мы сделали несколько презентаций и так зажгли коллег, что они решили, что мы стоим того, чтобы быть полноправными членами ассоциации.

Модель придумывали исходя из потребностей беларусского медийного рынка.

Наш рынок… он особенный. Надо и там дырки затыкать, и там.

Иногда мы сами себе говорим, что, может, надо сузить деятельность. Но пока нам кажется, что рынок этого не позволяет».

257 тысяч за год

Николай Анищенко: «Мы зарегистрированы как культурно-просветительское учреждение.  Мы де-факто НГО, но с правом ведения коммерческой деятельности. Причем зарабатывать мы можем только на реализацию нашей миссии, то есть не для прибыли. Год еще не закончился, но на сегодня (летучка прошла 20 декабря. - ПК) с начала 2018 мы заработали 257 570 рублей».

Юлия Слуцкая: «Спокойно, мы все и потратили. Почти все наши ивенты бесплатные, мы вкладываем деньги в них, в новые проекты, в увеличение команды. По мере увеличения количества задач Пресс-клуба увеличивается и его состав».

Как попасть в команду

Николай Анищенко: «Я участвовал в конкурсе журналистских работ о Беларуси для иностранных медиа Belarus in Focus. По итогам конкурса меня пригласили на воркшоп, где ближе познакомился с Пресс-клубом. Там и понял, что это место №1 в Беларуси, где я как медиапрофессионал хочу работать. Сейчас, когда ищем сотрудников, обращаем внимание на то, знаком ли человек с нами, разделяет ли наши ценности».

Юлия Слуцкая: «Аллу мы нашли по открытому коллу. Нам нужен был человек, который может модерировать медийные мероприятия, редактировать сайт, писать. С Аллой я познакомилась, когда была медиатренером в школе для медиаменеджеров. И она была студенткой на курсе, мы уже видели ее в деле».

Алла Шарко: «Я и до этого приходила в Пресс-клуб на разные мероприятия, выиграла конкурс «Культура важыць» как профессиональный журналист».

Алена Талалаева: «Я подавалась на ту же позицию, что и Алла. В результате остались мы вдвоем. Алла теперь работает там, где работает, а я там не работаю. Но моя работа сейчас мне нравится больше. Все в выигрыше».

Юлия Слуцкая: «Нам действительно нужен был только один человек. Но мы увидели энергетику Алёны, почувствовали, что это наш человек. Она сначала работала как волонтер, пока мы не нашли возможность платить за ее работу».


Нижний ряд (слева направо): Юля Занемонская, Юлия Алёхно, Дарья Глухова, Алексей Шунтов, Алина Рудина
Верхний ряд: Сергей Сахаров, Юлия Слуцкая, Николай Анищенко, Алла Шарко, Алёна Талалаева

Юля Занемонская: «Я работала геологом и в какой-то момент решила поменять сферу деятельности. Единственным местом в Минске, где я хотела бы работать, был Пресс-клуб. После первого собеседования меня не взяли на работу, потому что моим прототипом по методу определения личности был Путин. Но уже через неделю позвонили и все-таки предложили работу».

Юлия Слуцкая: «Юлины компетенции были слишком высоки для этой позиции, мы просто побоялись, что ей быстро станет скучно. Сейчас Юля уже помощник директора».

Юлия Алёхно: «Два раза я просто не пришла в Пресс-клуб, не могла найти в четырехэтажном здании офис на шестом. Первый раз это был один из ивентов Пресс-клуба. Во второй я шла на собеседование и звонила Юлии Слуцкой, наверное, трижды, пока блуждала по коридорам. Но ведь есть какая-то магия в том, чтобы находиться на шестом этаже в четырехэтажном здании».

Дарья Глухова: «Я пришла в Пресс-клуб недавно. Увидела заявку на Facebook, прошла собеседование, был небольшой испытательный срок. Преимущество Пресс-клуба именно в коллективе. Поэтому этот месяц (испытательный. - ПК) был очень кайфовым.

Связана ли я с журналистикой? По-своему.

Учусь в университете по специальности «Журналистика».

Алексей Шунтов: «Я был на том собеседовании, о котором рассказывали Алла и Алена. Меня не взяли. Через год после этого я ушел с предыдущего места работы. У меня была идея для небольшого проекта, и я написал об этом Коле (Анищенко. - ПК) в Facebook. Он был в отпуске и предложил встретиться через пару недель. Буквально через пару часов после того, как мы договорились о встрече, Алла написала пост о том, что она ищет человека в свой отдел. Подумал, что клевое совпадение, написал Алле в том числе и про то, что договорились встретиться с Колей. Она пригласила на собеседование. И вот я тут».

Алина Рудина: «Узнала о Пресс-клубе в 2014, когда была волонтером на «Деловом интернете». Тогда устраивали встречи с Питером Линдбергом, Галиной Тимченко. Там и познакомилась с Юлей Слуцкой. Затем начала ходить на пресс-клубовские мероприятия, где пересеклась с Колей. Когда возникла необходимость, ко мне обратились».

Юлия Слуцкая: «Вывод: ходите на наши мероприятия, следите за нами в Facebook, предлагайте свои идеи. Это самый короткий путь в команду Пресс-клуба».

Инструменты

Команда долгое время использовала Facebook для общения между собой.

Алена Талалаева: «Почти сошли с ума из-за этого.Теперь используем Slack, чтобы упорядочить коммуникацию внутри команды».

Протоколы есть практически для всего: безопасности, найма на работу, ивентов.

Алена Талалаева: «Очень важно, чтобы мы были взаимозаменяемыми. Если кто-то выпадет из команды, или уходит в отпуск, или заболевает, кто-то другой ознакомится с протоколом и безукоризненно все сделает».

Для внешней коммуникации Пресс-клуб использует группу в Facebook и авторскую новостную рассылку. Сейчас у нас 3150 подписчиков, хорошая цифра открытия – 40-50%. Минимальный процент открытия – 25.


Пётр Слуцкий

Как планируем

Юлия Слуцкая: «У нас есть еженедельные планерки, на которых мы обсуждаем, что сделали за неделю, что было не так, а что так, что делаем в течение текущей недели. Мы стремимся делать такие планерки максимально короткими и четкими. Хотелось бы не выходить за 30-минут, но радуемся, когда укладываемся в час. Планерки есть еще по новым проектам. Как правило, на них брейнстормим всей командой. Есть еще тематические планерки, когда надо прокачать и развить определенное направление, ничего не упустить. Такие планерки назначает ответственный за направление».

Николай Анищенко: «Один из самых классных компонентов циклической работы Пресс-клуба – долгосрочное планирование. Новые форматы не рождаются просто так. Из общей копилки идей мы отбираем несколько, тестируем их на медиасообществе, собираем фидбек, наиболее релевантные идеи реализовываем».

Планы на 2019

В этом году Пресс-клуб занимается двумя масштабными проектами: первым в Беларуси медиаакселератором LaunchME и проектом по медиаграмотности MediaIQ.

Со слов Слуцкой, идея LaunchME - привести потенциал технологического сектора к медиа, показать, что медиа и IT нужны друг другу.

Юлия Алёхно: «Хакатон LaunchME собрал 134 заявки, из которых 44 были идеи для стартапов. До финального питча дошли 14 команд, в акселератор попали шесть».

MediaIQ – проект по медиаграмотности, рассчитанный на медиа, журналистов, публичную аудиторию. Ключевые направления: факчекинг, медиамониторинг, школа медиаграмотности для подростков, гражданская кампания.


Юля Занемонская и Дарья Глухова

Блиц

- Как часто Слуцкая бьет своих сотрудников?

- Пока не бьет.

 

- Вы не задолбались работать на все медиа страны?

- Нет, нам это интересно.

 

- Вы медиа?

- Нет и не можем. Если вдруг мы станем медиа, то не сможем работать на свою миссию – поднимать стандарты профессии.

 

- Выгодно ли сейчас работать в медиа?

- (смех в зале) В медиа сейчас невыгодно работать. Рынок очень узкий, очень неденежный.

 

- Возьмете на работу человека, который на голову сильнее вас?

- Да, если сможем его оплатить.

 

- Насколько актуальна для вас тема гендерного баланса?

- Не заморачиваемся. Квалификация человека намного важнее. Да, плохо, когда есть большой перекос в любую из сторон. Но по головам никто не считает, чтобы было поровну мальчиков и девочек.

 

- Нужны ли вам в 2019 еще сотрудники?

- Волонтеры всегда нужны.

- А сотрудники?

- У нас волонтеры часто становятся сотрудниками. Если хотите им стать, пишите нам в Facebook.

- Будет ли Пресс-клуб в регионах?

- Мы стремимся, но пока у нас не хватает физического ресурса. Да, мы приезжали в регионы, сделали там несколько ивентов. Но нужны большие ресурсы, чтобы делать это регулярно.

- Какой регион наиболее перспективный для Пресс-клуба?

- Наверное, Гродно. Там есть разогретое сообщество, медиашкола «Третьего сектора», инициатива Ольги Корзун. Но если кто-то сам захочет сделать свой Пресс-клуб, скажем, в Гродно или Бешенковичах, то пожалуйста. Это ведь не франшиза. А мы с удовольствием поможем, передадим опыт.

 

- Вы работаете для всех СМИ. А как относитесь к делу БелТА? Для них тоже работаете?

- Мы работаем для всех журналистов и медиа, которые разделяют наши ценности, стремятся соответствовать журналистским стандартам. Мы никак не можем работать на тех, кто этим пренебрегает. Для тех из БелТА, кто к этому стремится, мы работаем тоже. Для институции, которая сегодня есть, не работаем.

- Работаете ли с госструктурами?

- Мы открыты для всех, кто разделяет наши ценности вне зависимости от политических предпочтений, формы собственности издания и других моментов. Когда мы начинали, на ивентах было очень мало журналистов из государственных медиа. Сейчас бывает и 50 на 50. Институционально мы с госсми не работали. Да, мы привозили продюсера BBC Адама МакИлрика и устраивали ему встречу в том числе с руководством нескольких государственных телеканалов. Но мероприятий на нашей площадке пока не было.

 

- Сколько сябраў у Пресс-клуба?

- Больше 130. Есть еще список ожидания. Это те, кто, к примеру, не до конца заполнил заявку. У многих, кстати, не хватает фотографии. Надо понимать, что сяброўства – это не членство в организации. Наши ивенты открыты для всех. Сяброўства –клубный принцип. Если разделяете наши ценности и готовы быть ближе к нам и поддержать финансово, то мы будем рады.

 

- Было ли трудно принять запрос на ивент от Legalize Belarus?

- Им отказывали другие площадки, почему бы и не помочь? То, что мы принимаем их в своих стенах, не значит, что разделяем их ценности. Но одна из ценностей демократического общества – общаться, работать, принимать мероприятие какой-то группы, не разделяя целиком их ценностей. Мы уточнили у ребят сценарный план, убедились, что не будет нарушений закона на нашей площадке и пустили к себе.

Пресс-клуб

Фото: Евгения Налецкая

Вам будет интересно: Видео открытой летучки с Пресс-клубом

Партнёры прэс-клуба