Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Невозможно разрабатывать хороший софт, если программисты работают в отрыве от редакции

На открытии 3-го сезона Пресс-клуба состоялись лекции медиаэкспертов  Алексея Амётова и Кирилла Рекецкого. Сооснователь медиахолдинга Look At Me Алексей Амётов рассказал о системе управления редакцией Setka.

На открытии 3-го сезона Пресс-клуба состоялось не только вручение карт членам клуба, знакомство с обновленной командой, и приятное общение коллег – также прошли лекции медиаэкспертов  Алексея Амётова и Кирилла Рекецкого.  СМИ в Беларуси, особенно в регионах, начинают присматриваться к новейшим сервисам, которые переводят работу редакций на новый уровень, и пробуют разработки, позволяющие анализировать эффективность не просто журналистских материалов, но работы конкретного медиа в комплексе (включая маркетинг, коммуникацию с аудиторией и не только). Первым о системе управления редакцией Setka рассказал сооснователь медиахолдинга Look At Me Алексей Амётов. 

Алексей Амётов, сооснователь медиахолдинга Look At Media

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое Setka

Здравствуйте, я  - Алексей Амётов, сооснователь и издатель компании Look At Media и сооснователь компании, которая делает софт для медиа.  Сейчас добавился еще один проект - spletnik.ru. Так что теперь у нас – Wonderzine, The Village, Spletnik – работающие, а  FurfurHopes&FearsLook At Me – замороженные проекты, или которые работают в автоматическом режиме.

Например, на Look At Me мы проводим опыты: робот пересобирает главную страницу из прежнего контента, таким образом, хотя там нет ни одного редактора, на сайт продолжают люди ходить...

Hopes&Fears – экспериментальный проект, который мы делали в США. Сейчас мы его временно не обновляем, но на Setka нем мы обкатывали разные идеи и технологии, тестировали работу с англоязычной аудиторией.

Setka и Look At Me тесно связаны – все это история про одну компанию, которая в 2015 году разделилась на две. Просто у нас был очень сильный технический отдел, который мы решили превратить в стартап. Назвали его Grid и разделили на Dashboard и Editor.

Grid Editor – редактор для верстки сложного контента, производства лонгридов, (или более простого), у нас он интергрирован в CMS (Content management system – прим.). Он позволяет делать разный контент – от новости и до рекламного спецпроекта.

Grid Dashboard – это система для управления редакцией, контроля эффективности работы.

А первое название стартапа – Grid - оказалось неудачным для американского рынка, там есть компания по газификации National Grid, и у людей слово Grid вызывало ассоциацию со стуком в дверь в восемь  утра из-за неоплаченного счета... Поэтому мы переименовались в Setka.

Можно ли редакции обойтись без программиста-верстальщика

Подробнее об Editor. Это программа, которая позволяет делать верстку без программиста. Любой редактор или дизайнер может собрать пост, и не нужно иметь в штате верстальщика. Все собирается автоматически под desktop и mobile. Это экономит наше время.

Так что примерно в одно время появились и Tilda, и Readymag, и Setka Editor. Разница в их появлении составила всего несколько месяцев! Потому что все в определенный период времени захотели делать красивый контент и избавиться от «лишнего звена» (верстальщика – прим.). Причем больше подобных продуктов в мире не появлялось. Возможно, потому что в России был дешевый дизайн в то время, и редакции могли себе позволить привлекать на работу дизайнеров высокого уровня. А вот стоимость верстальщиков начала расти. И все начали думать – а как отказаться от верстки? В США, Великобритании, Германии такая ситуация была невозможна: у них дорого стоили и дизайнеры, и программисты. Так что подобные эксперименты могли себе позволить только топовые медиа.

О системах управления работой редакции   

Есть более интересная история  - Grid Dashboard. Мы ее называем сейчас Workflow. В какой-то момент мы поняли, количество людей в редакции растет и этим надо как-то управлять. Нужно распределять задачи, смотреть кто и что и как делает, распределять деньги и видеть – какие рубрики хорошо работают, что стоит развивать... Задумались над тем, как вообще устроен процесс работы?

Сначала решили: есть идея – возникает план, появляется текст, редактируем его, добавляем фото, видео, иллюстрации, делаем дизайн, смотрит корректор, материал выходит и потом смотрим, как он зашел читателю.

Но потом подумали еще раз и решили, что не все так просто. Перед тем как возникает идея, мы должны все забюджетировать. Мы не можем писать текстов столько, сколько хотим: у нас ограниченное количество ресурсов. Когда текст готов, то чаще всего он не может сразу пойти к редактору и дальше – его надо переделать или доработать, происходит несколько итераций по кругу... Важный, большой или дорогой материал, и шеф-редактор снова говорит «давайте переделаем»... С фото  и видео тоже все непросто: надо это обработать, что-то может пойти не так... Дизайн тоже можно переделать... Да и оценка качества тоже не сиюминутная (возможно, текст дособирает просмотры, надо смотреть как вся рубрика работает). Процесс работы сильно усложнился. Мы задумались – что с этим делать?

Мы попытались разделить всех людей в редакции на группы по их функционалу. Решили выделить 3 группы:

  1. Те, кто пишет и редактирует контент и оформляет его – авторы, редакторы и дизайнеры
  2. Шеф-редактор, главный редактор - кто отвечает за большие блоки
  3. Медиаменеджеры – те, кто отвечает за деньги, чтобы сходились концы с концами.

Внутри сделали раздел «идеи», потому что сами столкнулись с тем, что придумали много тем для материалов, но все их нельзя написать (денег нет, людей нет), и идеи все время терялись.

Система управления редакцией не должна быть напрямую связана с CMS сайта. Статья и все что там находится – картинки и т.д. – это отдельная «папочка», и сверху мы как бы клеим листочек, в котором описано, что находится в папке, сколько это стоило, кто над этим работал, сколько было просмотров... Таким образом, появилась концепция тикетов, которые находятся в календаре (а с ним работают все). Так тикеты расположены в ячейках предполагаемого времени выходов. В них – время дедлайна, рубрика, редактор, автор, дизайнер, прописаны гонорары... Это позволяет контролировать бюджет.

Еще мы решили, что у нас будет система тегов, они неблокирующие. Ты видишь все этапы, которые проходит материал, но с другой стороны, его можно выпустить и без корректуры, без дизайнера и без редактора (если произошло что-то срочное). И еще теги можно менять – в зависимости от того, коммерческий это материал или редакционный. Если это нативная реклама – тогда там может быть тег о том, что должен подтвердить выпуск аккаунт-менеджер, например.

Презентация Алексея Амётова системы Setka

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности управления бюджетом редакции (с помощью Setkа) и о контроле эффективности журналистов 

У всех редакций часто бывают проблемы с тем, что творческие люди очень не любят считать деньги, вести в Excel таблицы... И когда бухгалтерия узнает, что перетратили, или сами понимают, что деньги кончились – это всегда очень печальный и неприятный момент.

Поэтому мы сделали «штуку», которая помогает управлять бюджетом. Она очень простая. Мы вообще все делаем суперпримитивным. Чем проще – тем лучше будет работать.

Тут можно увидеть,  что уже потрачено, что запланировано потратить и сколько осталось.

То, что потрачено, переходит в это состояние потраченного в момент, когда материал опубликован. То, что запланировано потратить, «замораживается» в момент, когда материал (тикет) попал в Setkа, ему присвоили людей и прописали гонорары, которые будут. Соответственно, «хвост» - это свободные деньги, которые  не зарезервированы и не потрачены.

В критической ситуации на почту приходят «алерты» -  редактору, главному бухгалтеру, издателю... Мол, у нас проблемы, бюджет расходуется быстрее... Дальше все обсуждают, как быть: добавить денег или умерить пыл.

А еще тут мы можем видеть – что и сколько стоило у фрилансера, все очень прозрачно и понятно.

Также видим, сколько расходуем на рубрики. Так, зарплата человека распределена по всем материалам, в которых он участвовал. Когда закрывается тикет, то можно выбрать один из трех статусов: это была легкая задача, средняя или сложная. От этого также балансируется количество денег, которые получит работник.

В итоге мы видим – какая рубрика стоит дорого, а какая – дешево. И видим эффективность работы людей. Часто возникают когнитивные искажения: условно, Коля пишет 30 материалов в месяц, а Маша – 5 материалов. Ты думаешь, что-то она мало пишет, наверное, плохой сотрудник... Но если потом смотришь кто сколько стоит, сколько просмотров собирают их материалы, то может оказаться, что сотрудник с 30 материалами менее эффективен, чем тот, который пишет пять, но они очень популярные. Виден дисбаланс в зарплатах.

HR видят динамику. Кто-то начал лучше или хуже работать, соответственно, можно вовремя принять меры – поговорить или премию выписать... Многие в рутине не замечают, что происходит в команде. Обычно, когда приходит идея, что что-то идет не так, то к этому времени  уже сильно пошло не так... Человек не появлялся на работе, или впал в депрессию, перестал писать, а кто-то начал писать очень хорошо, но пока тебе пришла идея его поощрить, за ним уже конкуренты пришли.

Тут еще есть раздел, который показывает – сколько стоит генерация просмотра. Тут как с людьми бывает: есть маленькая рубрика, которая мало собирает, стоит она совсем дешево, а стоимость генерации просмотра – там коэффициент очень хороший. Бывает - рубрика большая и стоит дорого, а коэффициент генерации просмотра очень плохой. Но тут оговорка: это подходит тем, кто зарабатывает на рекламе. Это тот случай, когда просмотры важны. То есть если издание зарабатывает на подписке – то вам нужны не просмотры, а конвертация в подписчиков. То есть вам этот коэффициент уже не подходит, нужно делать другой отчет.

Setka сегодня отдельный проект, но команду оставили в общем офисе – мы активно взаимодействуем. Невозможно разрабатывать хороший софт, если программисты работают в отрыве от редакции. Им надо прийти что-то посмотреть, или опыт поставить... Так что, вроде, мы разделились на две компании, но все равно часть исследований команда проводит вместе. Я  - издатель Look At Media, но при этом занимаюсь продуктом в Setka, потому что, как показала практика, только так можно делать интересные штуки быстро и хорошо.

 

Лекция Алексея Амётова в Пресс-клубе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос из зала. Кто занимается наполнением Dashboard?

Сотрудник, когда хочет, чтобы материал вышел в определенный день, создает тикет. Этот тикет присваивается определенным людям, которые будут работать над материалом. Это редактор, шеф-редактор, редактор рубрики – они создают тикеты, обновляют их в процессе работы. При этом корректор, например, ставит галочку – «я там была». Так появляются отметки, что материал в определенной стадии находится.

К слову, внедрение прошло на удивление безболезненно. Видимо, потому что перед этим все уже успели помучиться...

Вопрос из зала. Как вы видите возможность развития маленьких редакций, у которых один программист и тот на аутсорсе?

Сейчас появилось много инструментов, которые позволяют делать какие-то вещи, конечно, не очень навороченные, что-то попроще, но на готовых решениях. Есть прекрасная система WordPress. На сборке WordPress и Setka мы помогли Лизе Осетинской (издатель Ведомостей, РБК, русской версии Forbes) за неделю запустить издание The Bell (за 2 или 3 тыс долларов).

Но можно на WordPress все собрать вообще за 500 долларов, еще проще сделать, нельзя будет дизайнерить контент, но если маленькая команда и мало ресурсов, то и дизайнера, наверное, нет... Поэтому берется базовый WordPress за 50 баксов, тема симпатичная, 300 долларов программисту – и вперед!

Стоимость технологий для медиа сейчас снизилась. Но есть переход – когда вы хотите делать не просто и дешево, чтоб хоть как-то работало, а что-то посложнее и покрасивее, чтоб объем больше был – вот тогда происходит скачок, и приходится покупать разные технологии, подключать разные продукты, чтобы оптимизировать свою работу. А вообще сейчас можно делать медиа и внутри соцсетей. Микса со страницы FB, Тelegram-канала, YouTube–канала достаточно, чтобы собрать аудиторию и развиваться. Если б я сейчас что-то начинал, то возможно, не стал бы и делать веб-сайт на первом этапе.

Партнёры прэс-клуба