Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Невозможно разрабатывать хороший софт, если программисты работают в отрыве от редакции

На открытии 3-го сезона Пресс-клуба состоялись лекции медиаэкспертов  Алексея Амётова и Кирилла Рекецкого. Сооснователь медиахолдинга Look At Me Алексей Амётов рассказал о системе управления редакцией Setka.

На открытии 3-го сезона Пресс-клуба состоялось не только вручение карт членам клуба, знакомство с обновленной командой, и приятное общение коллег – также прошли лекции медиаэкспертов  Алексея Амётова и Кирилла Рекецкого.  СМИ в Беларуси, особенно в регионах, начинают присматриваться к новейшим сервисам, которые переводят работу редакций на новый уровень, и пробуют разработки, позволяющие анализировать эффективность не просто журналистских материалов, но работы конкретного медиа в комплексе (включая маркетинг, коммуникацию с аудиторией и не только). Первым о системе управления редакцией Setka рассказал сооснователь медиахолдинга Look At Me Алексей Амётов. 

Алексей Амётов, сооснователь медиахолдинга Look At Media

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое Setka

Здравствуйте, я  - Алексей Амётов, сооснователь и издатель компании Look At Media и сооснователь компании, которая делает софт для медиа.  Сейчас добавился еще один проект - spletnik.ru. Так что теперь у нас – Wonderzine, The Village, Spletnik – работающие, а  FurfurHopes&FearsLook At Me – замороженные проекты, или которые работают в автоматическом режиме.

Например, на Look At Me мы проводим опыты: робот пересобирает главную страницу из прежнего контента, таким образом, хотя там нет ни одного редактора, на сайт продолжают люди ходить...

Hopes&Fears – экспериментальный проект, который мы делали в США. Сейчас мы его временно не обновляем, но на Setka нем мы обкатывали разные идеи и технологии, тестировали работу с англоязычной аудиторией.

Setka и Look At Me тесно связаны – все это история про одну компанию, которая в 2015 году разделилась на две. Просто у нас был очень сильный технический отдел, который мы решили превратить в стартап. Назвали его Grid и разделили на Dashboard и Editor.

Grid Editor – редактор для верстки сложного контента, производства лонгридов, (или более простого), у нас он интергрирован в CMS (Content management system – прим.). Он позволяет делать разный контент – от новости и до рекламного спецпроекта.

Grid Dashboard – это система для управления редакцией, контроля эффективности работы.

А первое название стартапа – Grid - оказалось неудачным для американского рынка, там есть компания по газификации National Grid, и у людей слово Grid вызывало ассоциацию со стуком в дверь в восемь  утра из-за неоплаченного счета... Поэтому мы переименовались в Setka.

Можно ли редакции обойтись без программиста-верстальщика

Подробнее об Editor. Это программа, которая позволяет делать верстку без программиста. Любой редактор или дизайнер может собрать пост, и не нужно иметь в штате верстальщика. Все собирается автоматически под desktop и mobile. Это экономит наше время.

Так что примерно в одно время появились и Tilda, и Readymag, и Setka Editor. Разница в их появлении составила всего несколько месяцев! Потому что все в определенный период времени захотели делать красивый контент и избавиться от «лишнего звена» (верстальщика – прим.). Причем больше подобных продуктов в мире не появлялось. Возможно, потому что в России был дешевый дизайн в то время, и редакции могли себе позволить привлекать на работу дизайнеров высокого уровня. А вот стоимость верстальщиков начала расти. И все начали думать – а как отказаться от верстки? В США, Великобритании, Германии такая ситуация была невозможна: у них дорого стоили и дизайнеры, и программисты. Так что подобные эксперименты могли себе позволить только топовые медиа.

О системах управления работой редакции   

Есть более интересная история  - Grid Dashboard. Мы ее называем сейчас Workflow. В какой-то момент мы поняли, количество людей в редакции растет и этим надо как-то управлять. Нужно распределять задачи, смотреть кто и что и как делает, распределять деньги и видеть – какие рубрики хорошо работают, что стоит развивать... Задумались над тем, как вообще устроен процесс работы?

Сначала решили: есть идея – возникает план, появляется текст, редактируем его, добавляем фото, видео, иллюстрации, делаем дизайн, смотрит корректор, материал выходит и потом смотрим, как он зашел читателю.

Но потом подумали еще раз и решили, что не все так просто. Перед тем как возникает идея, мы должны все забюджетировать. Мы не можем писать текстов столько, сколько хотим: у нас ограниченное количество ресурсов. Когда текст готов, то чаще всего он не может сразу пойти к редактору и дальше – его надо переделать или доработать, происходит несколько итераций по кругу... Важный, большой или дорогой материал, и шеф-редактор снова говорит «давайте переделаем»... С фото  и видео тоже все непросто: надо это обработать, что-то может пойти не так... Дизайн тоже можно переделать... Да и оценка качества тоже не сиюминутная (возможно, текст дособирает просмотры, надо смотреть как вся рубрика работает). Процесс работы сильно усложнился. Мы задумались – что с этим делать?

Мы попытались разделить всех людей в редакции на группы по их функционалу. Решили выделить 3 группы:

  1. Те, кто пишет и редактирует контент и оформляет его – авторы, редакторы и дизайнеры
  2. Шеф-редактор, главный редактор - кто отвечает за большие блоки
  3. Медиаменеджеры – те, кто отвечает за деньги, чтобы сходились концы с концами.

Внутри сделали раздел «идеи», потому что сами столкнулись с тем, что придумали много тем для материалов, но все их нельзя написать (денег нет, людей нет), и идеи все время терялись.

Система управления редакцией не должна быть напрямую связана с CMS сайта. Статья и все что там находится – картинки и т.д. – это отдельная «папочка», и сверху мы как бы клеим листочек, в котором описано, что находится в папке, сколько это стоило, кто над этим работал, сколько было просмотров... Таким образом, появилась концепция тикетов, которые находятся в календаре (а с ним работают все). Так тикеты расположены в ячейках предполагаемого времени выходов. В них – время дедлайна, рубрика, редактор, автор, дизайнер, прописаны гонорары... Это позволяет контролировать бюджет.

Еще мы решили, что у нас будет система тегов, они неблокирующие. Ты видишь все этапы, которые проходит материал, но с другой стороны, его можно выпустить и без корректуры, без дизайнера и без редактора (если произошло что-то срочное). И еще теги можно менять – в зависимости от того, коммерческий это материал или редакционный. Если это нативная реклама – тогда там может быть тег о том, что должен подтвердить выпуск аккаунт-менеджер, например.

Презентация Алексея Амётова системы Setka

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности управления бюджетом редакции (с помощью Setkа) и о контроле эффективности журналистов 

У всех редакций часто бывают проблемы с тем, что творческие люди очень не любят считать деньги, вести в Excel таблицы... И когда бухгалтерия узнает, что перетратили, или сами понимают, что деньги кончились – это всегда очень печальный и неприятный момент.

Поэтому мы сделали «штуку», которая помогает управлять бюджетом. Она очень простая. Мы вообще все делаем суперпримитивным. Чем проще – тем лучше будет работать.

Тут можно увидеть,  что уже потрачено, что запланировано потратить и сколько осталось.

То, что потрачено, переходит в это состояние потраченного в момент, когда материал опубликован. То, что запланировано потратить, «замораживается» в момент, когда материал (тикет) попал в Setkа, ему присвоили людей и прописали гонорары, которые будут. Соответственно, «хвост» - это свободные деньги, которые  не зарезервированы и не потрачены.

В критической ситуации на почту приходят «алерты» -  редактору, главному бухгалтеру, издателю... Мол, у нас проблемы, бюджет расходуется быстрее... Дальше все обсуждают, как быть: добавить денег или умерить пыл.

А еще тут мы можем видеть – что и сколько стоило у фрилансера, все очень прозрачно и понятно.

Также видим, сколько расходуем на рубрики. Так, зарплата человека распределена по всем материалам, в которых он участвовал. Когда закрывается тикет, то можно выбрать один из трех статусов: это была легкая задача, средняя или сложная. От этого также балансируется количество денег, которые получит работник.

В итоге мы видим – какая рубрика стоит дорого, а какая – дешево. И видим эффективность работы людей. Часто возникают когнитивные искажения: условно, Коля пишет 30 материалов в месяц, а Маша – 5 материалов. Ты думаешь, что-то она мало пишет, наверное, плохой сотрудник... Но если потом смотришь кто сколько стоит, сколько просмотров собирают их материалы, то может оказаться, что сотрудник с 30 материалами менее эффективен, чем тот, который пишет пять, но они очень популярные. Виден дисбаланс в зарплатах.

HR видят динамику. Кто-то начал лучше или хуже работать, соответственно, можно вовремя принять меры – поговорить или премию выписать... Многие в рутине не замечают, что происходит в команде. Обычно, когда приходит идея, что что-то идет не так, то к этому времени  уже сильно пошло не так... Человек не появлялся на работе, или впал в депрессию, перестал писать, а кто-то начал писать очень хорошо, но пока тебе пришла идея его поощрить, за ним уже конкуренты пришли.

Тут еще есть раздел, который показывает – сколько стоит генерация просмотра. Тут как с людьми бывает: есть маленькая рубрика, которая мало собирает, стоит она совсем дешево, а стоимость генерации просмотра – там коэффициент очень хороший. Бывает - рубрика большая и стоит дорого, а коэффициент генерации просмотра очень плохой. Но тут оговорка: это подходит тем, кто зарабатывает на рекламе. Это тот случай, когда просмотры важны. То есть если издание зарабатывает на подписке – то вам нужны не просмотры, а конвертация в подписчиков. То есть вам этот коэффициент уже не подходит, нужно делать другой отчет.

Setka сегодня отдельный проект, но команду оставили в общем офисе – мы активно взаимодействуем. Невозможно разрабатывать хороший софт, если программисты работают в отрыве от редакции. Им надо прийти что-то посмотреть, или опыт поставить... Так что, вроде, мы разделились на две компании, но все равно часть исследований команда проводит вместе. Я  - издатель Look At Media, но при этом занимаюсь продуктом в Setka, потому что, как показала практика, только так можно делать интересные штуки быстро и хорошо.

 

Лекция Алексея Амётова в Пресс-клубе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос из зала. Кто занимается наполнением Dashboard?

Сотрудник, когда хочет, чтобы материал вышел в определенный день, создает тикет. Этот тикет присваивается определенным людям, которые будут работать над материалом. Это редактор, шеф-редактор, редактор рубрики – они создают тикеты, обновляют их в процессе работы. При этом корректор, например, ставит галочку – «я там была». Так появляются отметки, что материал в определенной стадии находится.

К слову, внедрение прошло на удивление безболезненно. Видимо, потому что перед этим все уже успели помучиться...

Вопрос из зала. Как вы видите возможность развития маленьких редакций, у которых один программист и тот на аутсорсе?

Сейчас появилось много инструментов, которые позволяют делать какие-то вещи, конечно, не очень навороченные, что-то попроще, но на готовых решениях. Есть прекрасная система WordPress. На сборке WordPress и Setka мы помогли Лизе Осетинской (издатель Ведомостей, РБК, русской версии Forbes) за неделю запустить издание The Bell (за 2 или 3 тыс долларов).

Но можно на WordPress все собрать вообще за 500 долларов, еще проще сделать, нельзя будет дизайнерить контент, но если маленькая команда и мало ресурсов, то и дизайнера, наверное, нет... Поэтому берется базовый WordPress за 50 баксов, тема симпатичная, 300 долларов программисту – и вперед!

Стоимость технологий для медиа сейчас снизилась. Но есть переход – когда вы хотите делать не просто и дешево, чтоб хоть как-то работало, а что-то посложнее и покрасивее, чтоб объем больше был – вот тогда происходит скачок, и приходится покупать разные технологии, подключать разные продукты, чтобы оптимизировать свою работу. А вообще сейчас можно делать медиа и внутри соцсетей. Микса со страницы FB, Тelegram-канала, YouTube–канала достаточно, чтобы собрать аудиторию и развиваться. Если б я сейчас что-то начинал, то возможно, не стал бы и делать веб-сайт на первом этапе.

Партнёры прэс-клуба