Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Как Пресс-клуб будет повышать Media IQ. Конспект презентации медиамониторинга

Пресс-клуб с 1 февраля начинает медиамониторинг в рамках проекта Media IQ: весь год в поле внимания будут 19 медиа.

На публичной презентации 24 января мы представили методологию, ответили на вопросы редакций. Составили для вас конспект с презентации мониторинга.

Методологию медиамониторинга можно посмотреть здесь: 

 

 

Что такое Media IQ?

Это проект Пресс-клуба по медиаграмотности в Беларуси: медиамониторинг, гражданская кампания, обучающие курсы для журналистов и школа для подростков в Бобруйске, Гродно и Минске. 

Проект реализуется при содействии ГО «Детектор медиа» (Украина) и Международной некоммерческой организации Pact при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Почему Пресс-клуб?

«Одна из важнейших миссий Пресс-клуба – это сохранение стандартов профессии. Поддержание стандартов в очень непростое время для всех медиа не только в нашей стране, но и во всем мире. Мониторинг Media IQ – это не про качество медиа, а насколько медиа соблюдают журналистские стандарты», – отметила во время презентации основательница Press Club Belarus Юлия Слуцкая.

По её словам, именно соблюдение стандартов позволяет медиа быть качественными и не допускать манипулятивных практик, не становиться ресурсами пропаганды. Итак, стандартов выделено шесть: достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации, оперативность. 


Юлия Слуцкая

«Только соблюдение стандартов позволит обеспечивать информационную безопасность страны», – уверена Юлия Слуцкая. 

Media IQ мониторинг – это не система контроля за редакциями. Это внедрение системы стандартов, помощь редакциям в этом, а также информационная безопасность страны. Медиа не должны стать инструментом для пропаганды, манипуляции, дезинформации.

По словам руководителя направления мониторинга Аллы Шарко, была проведена большая подготовительная работа, изучены стандарты ВВС, за основу были приняты наработки украинских партнеров: «Детектора медиа» и Института массовой информации. Затем рабочая группа Press Club Belarus адаптировала все наработки к беларусскому медиарынку.  Составителем методологии выступил аналитик BISS Вадим Можейко. 

Методология медиамониторинга открыта, ознакомиться с ней, а в будущем и с аналитическими отчетами можно будет на сайте проекта Media IQ, где также будут публиковаться разборы самых ярких кейсов нарушений стандартов.

 

 

А что с пропагандой?

Группа мониторинга будет выявлять случаи пропаганды, дезинформации и манипулятивных техник. Если в новости соблюдены все стандарты, то она не может иметь признаков пропаганды. В то же время наличие нарушения стандартов – далеко не всегда пропаганда. 

Как будут оцениваться материалы?

Если соблюдены все шесть стандартов – материал получает шесть баллов. За каждое нарушение стандарта по одному из маркеров будет сниматься один балл.

Какие именно медиа будут мониторить?

19 медиа: 15 онлайн-изданий и четыре телеканала.

Почему именно эти медиа?

Это первый мониторинг. «Мы попытались создать более-менее репрезентативную выборку, в которой представлены центральные и региональные медиа, государственные и негосударственные, с разными формами собственности», – объясняет Юлия Слуцкая.

Однозначно не попадали в мониторинг медиа, которые не производят достаточное количество собственных информационных материалов.


Алла Шарко

Что мониторим и что нет?

В мониторинг попадают только новостные материалы, которые имеют общественно-политическое значение. Никаких авторских колонок, аналитики, рекламных статей, гороскопов, ток-шоу, происшествий, сводок курсов валют, новостей спорта, культуры, технологии.

Про процесс мониторинга

Группа мониторщиков состоит из восьми человек. Группа анонимна, чтобы на участников не оказывали никакого давления.  

Каждый день мониторщики читают и смотрят новостные материалы, но не все, а только те, которые попадают в определенные методологией рубрики.  

Инфографика и ежемесячные отчёты будут публиковаться на сайте Media IQ.  

В Пресс-клубе будут проходить ежеквартальные публичные презентации, дискуссии и тематические медиатоки. Заинтересованным редакциям будут предложены рекомендации, которые, как мы надеемся, помогут соблюдать стандарты журналистики.


Слева направо: Ирина Левшина, Дмитрий Новожилов (БелаПАН)

Редакции тех медиа, которые мы будем мониторить, приглашены на рабочую встречу в Пресс-клуб 1 февраля, 16.00.

Конспект подготовила Анастасия Александрович, фото Алексея Шунтова, Пресс-клуб

Также будет интересно:

Журналистика без стандартов – или пропаганда, или бульварное чтиво. Интервью с украинским медиаэкспертом И.Кулясом

35 способов преодоления цензуры. Советы Игоря Куляса

 

Партнёры прэс-клуба