Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Феминизм пришёл. И Wonderzine с ним. Конспект встречи

Редакция Wonderzine открыла гендерную неделю в Пресс-клубе. Поговорили о социальной миссии, хейтерстве, феминитивах, дискриминации в заметках о внешности, как писать об ЛГБТ и многом другом.

Что за Wonderzine

Редакция называет себя изданием для молодых, энергичных и свободомыслящих женщин. Wonderzine пишет о феминизме, правах женщин, домашнем и других видах насилия, ЛГБТ, дискриминации, образовании.

Лет десять назад считалось, что есть женские журналы, которые пишут о моде, красоте и отношениях, а есть мужские журналы для интересных и умных людей, которые пишут обо всем, кроме моды, красоты и отношений, вспомнила редактор раздела «Жизнь» Александра Савина. В Wonderzine мы стараемся показать, что, с одной стороны, женщины могут интересоваться самыми разными темами. С другой, что и женские темы нестыдные.

Издание пишет и об отношениях: между парами, друзьями, детьми и родителями. Много заметок про психологию. К примеру, про воспитание детей.

Вроде стандартная тема, но мы пишем о том, что многие женщины вообще сейчас не хотят детей, и это тоже нормально. А те, кто хотят детей, не хотят их воспитывать так, как воспитывали их: девочка должна быть слабой, мальчик сильным, плакать стыдно,  рассказала Савина.

С точки зрения редакции, за пять лет существования Wonderzine о правах женщин и феминизме стали говорить больше. Тем не менее многие считают, что это движение все еще радикальное. Собственно, как и само издание.

Я искренне уважаю все наше российское активистское движение, которое очень радикально смотрит на вещи и считает, к примеру, что можно уехать в коммуну и жить без мужчин. Я уважаю эту позицию, но лично мне сложно ее принять и с ней сродниться, отметила редактор раздела «Жизнь».


Редактор раздела «Жизнь» Александра Савина

Три принципа работы редакции

Первый. Не стараться выжимать слезы из читателя. Вместо того, чтобы вызвать сочувствие у аудитории в истории про домашнее насилие, лучше сделать так, чтобы читатель понял героя, дать возможность соприкоснуться с ним.

Второй. Сотрудничать с надежными благотворительными организациями при поиске героев для заметки. Но в первую очередь помнить, что надо сделать классный текст. От этого выиграет и организация, и редакция. Это будет интереснее для читателя, чем заметка а-ля «дайте деньги, помогите людям».

Третий. Как можно больше прямой речи героя, как можно меньше комментариев автора. Часто возникает ощущение, что журналисты знают, как решить проблему. У героя могут быть другие мотивы, которых мы не понимаем, так как никогда с этим не сталкивались.

Феминитивы

В Wonderzine нет единой позиции касательно феминитивов, не все редакторы их любят.

Мы не хотим насаждать людям то, что им чуждо. Но стараемся использовать словарные общеупотребительные феминитивы: журналистка, писательница, учительница. Они не вызывают отторжения у людей, отметила Савина.

Баланс мнений

Когда издание пишет о насилии и других непростых, с их точки зрения, темах, за комментарием ко второй стороне конфликта они не обращаются. Редакция признает, что это противоречит базовым журналистским принципам, но считает это оправданным.

Мы не всегда включаем второе мнение, например, в ситуациях с ВИЧ-диссидентством или в вопросах полового воспитания,  рассказала Савина. Можно смело заявить, что мы думаем, и не говорить о том, что думают другие люди.

Как избежать дискриминации в заметках о внешности

Бьюти-раздел есть практически в любом условно женском издании. Сейчас их особенность в том, что косметические бренды уже не пугают потенциальных покупателей морщинами. Маркетинг стал менее агрессивным.

Красота архаичное понятие применительно к человеческой внешности, - отметила бьюти-редактор Wonderzine Маргарита Вирова. Оно сразу подразумевает специфические патриархальные ценности: можно быть красивым или некрасивым, а можно быть некрасивым, но благодаря волшебному крему стать красивым.

Я убеждена, что необходимо говорить об отношении к внешности и своему телу с новых точек зрения. Раньше буквально любой текст или изображение базировались на агрессии к покупателю и паразитировали на его страхах. Сейчас терпимости стало гораздо больше.

Прозрачность – еще один бьюти-тренд. Вместо того, чтобы писать на продуктах заоблачные обещания, производитель пишет его состав. Со слов Вировой, эта идея оказалась и продающей, и для редакции удобной.

– Вместо того, чтобы переписывать пресс-релиз, вы можете попросить автора с медицинским или научным профилем написать, какой на самом деле эффект от этого долбаного увлажнения кожи.

Кроме того, когда мы пытаемся описать чью-то внешность, очень важно чистить свой язык на предмет шейминга. Если глянцевое издание будет осуждать полноту, мы же напишем, что такое фэтшейминг и почему пора прекратить этим заниматься.


Бьюти-редактор Маргарита Вирова

Отношения с рекламой

Wonderzine выбирают более идеологически подходящие им бренды. Учитывая, что феминизм, помимо прочего, отлично продает, они в любом случае будут приходить к нишевому медиа, которое и является лицом феминизма.

– Вместо того, чтобы наполнять раздел известными для читателя форматами, мы стараемся искать совершенно новые подходы, иногда достаточно немного сменить ракурс, – рассказала бьюти-редактор. – К примеру, пять девушек рассказывают, как ухаживают за собой. Только эта публикация была по горячим следам из спецприемника, а девушки, которые рассказывали об уходе за собой, это журналистки, правозащитницы и активистки, которых посадили после одного из крупных митингов в прошлом году.

О западном влиянии

Wonderzine ориентируется на зарубежные издания, но с учетом российских реалий. Феминизм быстрее всего развивается на Западе, но контекст и проблемы разные.

– Помните волну обвинений в харассменте в Голливуде? Я лично знаю несколько публичных человек в России, которые занимаются тем же, знаю их жертв, но не могу пока про это написать, – рассказала бьюти-редактор. – Будет такая же ситуация, что и с литовским режиссером Шаронасом Бартосом, которого обвинили в домогательствах. От этого пострадали только жертвы.

Как стать автором Wonderzine

Надо зайти на сайт, пролистать страницу вниз, нажать «Контакты», найти редактора нужного вам раздела и написать.

– Поиск контактов – уже серьезный фильтр, – пошутила редактор роста и дистрибуции контента Ксения Петрова. – Тексты бесплатно для нас не пишут. В то же время стажировка в SММ длится месяц и не оплачивается. Дольше держать человека бесплатно неприлично.


Редактор роста и дистрибуции контента Ксения Петрова

Конспект подготовил Алексей Шунтов, Пресс-клуб

Смотрите видеокейс о том, как писать на темы ЛГБТ

Смотрите видеокейс о том, почему нельзя копировать западные издания

Вам будет интересно:

Разозлены, чтоб сказку сделать былью. Конспект летучки с Makeout

Партнёры прэс-клуба