Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Болевые кадровые точки редакций. Конспект дискуссии

Видео встречи здесь

Как найти решение проблем редакций: вымывание кадров, недостаток новых знаний, не настроенные рабочие процессы? Мы попытались помочь медиаменеджерам справиться с новыми вызовами.

Беседовали: соучредитель и директор по инновациям CityDog.by Микола Шакель, директор Web and Market Сергей Кузьменко, операционный директор Слон-медиа Дмитрий Смирнов, CPO MediaCube Евгений Солонович, и сооснователь акселератора StartUpON Ирина Дубовик.

Встречу модерировала Алла Шарко, Пресс-клуб.

Алла Шарко: Итак, я предлагаю поговорить о болевых кадровых точках в беларусских медиа. Мы провели небольшое внутреннее исследование вместе с Irvin Group и определили их так: вымывание кадров из медиа, недостаток новых знаний, ригидная структура редакций, не настроенные рабочие процессы и сложности с монетизацией.

 

Кадры из регионов перетекают в Минск, а из Минска – в IT

 

Микола Шакель: Большинство из этих проблем были актуальны всегда. Ещё в начале 2000-х в своем печатном журнале мы воспитали хорошую прослойку копирайтеров для рекламы. А сейчас кадры из регионов перетекают в Минск, а из Минска – в IT.

Структура редакций меняется. Больше нет лекал: вот такая у тебя должность, вот этому человеку ты будешь подчиняться. Приходится совмещать три или четыре позиции. Из-за этого появляются серые зоны. Когда, например, у классической газеты есть сайт, но никто не знает, кто по нему главный.

Многозадачность – хороший профессиональный вызов и мотив развиваться. Но часто медийщиков не видят семьи.

Не хватает и аналитической работы с аудиторией: какой продукт будет востребован?

Еще одна сложность – распространение контента. Сейчас активно развиваются разные площадки: соцмедиа, мессенджеры. И редакции не знают, как с этим работать. 


Микола Шакель

Сергей Кузьменко: Все, что здесь происходит, объясняется лишь одним словом – «местечковость». Когда тебе звонят в редакцию и говорят: «Приходи учиться, даже бесплатно». А ты отвечаешь: «Я не приду, я здесь одна». Да кого это волнует?

Алла Шарко: Ты вынужден тянуть рутину, и параллельно самообучаться, и создавать продукт. И порой все это действительно делает «одна» работница.

 

«17-летние дети скоро начнут нанимать вас на работу»

 

Алла Шарко: Я предлагаю перейти к блоку «настройка рабочих процессов в редакции».

Ирина Дубовик: Первым делом задайте себе вопрос: какова цель существования моей компании? Для чего я и для кого? А потом надо понять, какие потребности у этих людей и чем вы можете им помочь.

Нужно забыть о вашем образовании и dedicated-профессии. То есть не почивать на лаврах, а постоянно развиваться.

Дальше – системный взгляд на работу команды. Во-первых, есть простейшие айти-оболочки для организации работы: старый добрый Excel, google-диск, телеграмм-канал. Сегодня надо знать современные инструменты, без них никуда. При этом никто не обязан вас обучать. Вы или специалист, или нет.

Второе: четкое распределение задач. Например, когда мы делали проект TEDx Немига, у меня вообще не было бюджета, к тому же в проекте работали непрофессионалы. Как мы добились успеха? Распределили задачи. Ты – генеральный директор Инстаграма, ты – Телеграмма, ты – сайта.

Я хочу вас в хорошем смысле напугать. Подрастает молодое поколение. Этим детям сегодня по 17 лет, а они открывают свой бизнес и проводят конференции, которым можно позавидовать. Поэтому пока вы думаете, учиться вам или нет, дети начнут нанимать вас на работу.


Ирина Дубовик

«В этом зале сидят медиа, которые колбасят будь здоров»

 

Алла Шарко: Берут ли медиа компетенции из айти?

Микола Шакель: Да, мы используем метод малых проектных команд с четкими ролями.

А еще учим друг друга, смотрим видеокурсы. Заставить учиться невозможно, но мы пытаемся мотивировать. Говорим, что это нужно не нам, а самим журналистам. Ведь это их карьера.  

Я согласен со многим, что здесь прозвучало, кроме «местечковости». Прямо в этом зале я вижу издания, которые колбасят так, что будь здоров. Сегодня на медиа влияют и другие креативные индустрии. Все они варятся в одной каше, в том благодаря числе Press Club Belarus и таким проектам, как LaunchME. Издания развиваются несмотря на скудные ресурсы.

Алла Шарко Где брать людей? Воспитывать внутри коллектива или хантить?

Микола Шакель: Иногда берем звезд, но чаще воспитываем у себя. Да, их могут перехантить. Но у нас не рабовладельческий строй.

 

Нельзя просто взять и распихать статьи с сайта по соцсетям

 

Алла Шарко: Как создавать контент для конкретной аудитории?

Дмитрий Смирнов Я шесть лет работал гендиректором компании Tigermilk Media. Это медиа в соцсетях, работающее на русскоязычном рынке (аудитория – 50 миллионов).

Ядро нашего бизнеса – находить аудиторию в разных сетях и давать ей контент по-разному.

Раньше, особенно в классических СМИ, статьи с сайта просто распихивали по сетям. Некоторые вовремя поняли, что это не работает. И сейчас у них очень интересные цифры в соцсетях.

Соцсети – суперинструмент дистрибуции, потому что ты видишь все: охват, геоданные, возраст, пол. Можно анализировать аудиторию и точечно в нее бить.


Дмитрий Смирнов

Евгений Солонович В MediaCube мы открыли многоканальную сеть YouTube и занимаемся UGC-контентом ютуб-креаторов. Монетизируем их, распространяем на разные платформы. Недавно стали производить и собственный контент.

Мы собрали команду новичков, но конечный продукт оказался востребованным.

Даже если это очень молодые ребята, без опыта и образования, сделать из них специалистов можно за несколько месяцев. Как руководитель вы должно четко настроить процессы. Это первое. Второе: вам нужен классно прописанный handbook, чтобы человек точно знал свои обязанности. Это похоже на бюрократию, но снимает 80% вопросов.

 


Евгений Солонович

Личные бренды становятся альтернативой СМИ

 

Ирина Дубовик Успешные кейсы, которые я видела, – это медиа как часть бизнес-комплекса. Есть прибыль из других проектов, и она вкладывается в СМИ.

И да, сегодня, бренды, в том числе и личные, становятся альтернативой СМИ. Нравится нам это ли нет. Многие продают свои продукты и услуги, просто ведя страницу в фб.

Сергей Кузьменко: Значит ли это, что фейсбук – универсальное медиа?

Ирина Дубовик: Нет. Существуют интегрированные маркетинговые коммуникации. Когда вместо «растопырки» – сайт об одном, соцсети о другом, а вы как личность о третьем – все вместе работает на одну цель.

А результат должен быть измерим: либо ценностно, либо деньгами.

Елена Верещагина, Пресс-клуб

Партнёры прэс-клуба