Мультимедийная история: зачем она нужна и по каким принципам выстраивается - рассказывал 15 марта в Пресс-клубе Артём Галустян (Россия) — журналист, продюсер мультимедийных проектов.
Артём работал выпускающим редактором спецпроектов в ИД «Коммерсантъ», он же автор мультимедийных историй «Земля отчуждения», «День, когда кончилась война» и «7 дат».
Что такое сторителлинг?
Media storytelling (мультимедийные истории) – новое понятие, которое нельзя путать со старыми (лонгрид). Это история, в которую аудитория погружается через несколько органов чувств. Это формат, а не жанр. Первый ярко выраженный институт мультимедийных историй – церковь. В церкви рассказывают библейские истории, подключая ваши органы чувств (витражи на стеклах, свет, музыка, запахи).
В New York Times этот формат называют meaningful stories.
Заблуждения
Мультимедийная история – это вовсе не красиво упакованный текст. Текст - это просто код, которым мы выражаем мысли. Если выбираем форматом повествования текст, то картинки, видео и аудио служат его дополнением. Они – как игрушки – украшают ёлку.
В мультимедийных историях текст и картинка - это два отдельных содержания. Каждый тип контента является отдельным блоком повествования. Самый понятный пример мультимедийного сторителлинга – немое кино. При работе с мультимедийными историями не работают стандартные и привычные приёмы. Начинать работу нужно не с проблемы, а с ключей и образов, которыми стоит рассказывать историю. Важно, чтобы аудитория была вовлечена в коммуникацию с мультимедийной историей, погружена эмоционально в контекст - благодаря звуку, картинке и тексту.
Этот формат почти всегда неэффективен с точки зрения привычных метрик эффективности. Но если использовать более глубокие метрики, например, не просмотры, а вовлечение, то может оказаться, что этот формат даёт много плюсов.
Сделать мультмедийную историю можно не на любую тему, ведь это не упаковка.
Как делать мультимедийную историю
Нужно следовать схеме: тема → проблема → идея → сообщение → концепция → форматы / контент.
Работа над таким проектом очень затратная и подразумевает наличие большой команды и ресурсов. В команде подразумевается горизонтальное управление – все работают и вносят вклад одинаково.
Нужно искать образы и точки соприкосновения с аудиторией. Важно понимать, что мультимедийный сторителлинг - это язык общения с аудиторией. Можно рассказать про продукт через его производство и тем самым вовлечь аудиторию. Другими способами повествования очень трудно добиться такого вовлечения.
Работа над мультимедийной историей – это больше режиссерская работа, чем работа журналиста. Здесь работают законы драмы.
Инструменты для работы
- https://tilda.cc/ru/ – конструктор для веб-страниц.
- https://readymag.com/ – платформа, на которой можно создавать мультимедийные истории. Даёт больше свободы в отличие от конструктора.
- https://www.thinglink.com/ – сервис для создания интерактивных изображений.
Примеры мультимедийных историй
- The Washington Post http://www.pbs.org/independentlens/interactive/after-the-storm/#/dear-future-disaster-survivor
- Такие Дела https://takiedela.ru/vseslozhno/#/
Конспект лекции подготовил Максим Самарев
Фото на главной: Артём Галустян / media.am
Вас также может заинтересовать:
Как писать текст, чтобы его и репостили, и дочитывали? Конспект лекции Александра Мурашёва (Сноб)
Адам МакИлрик: Кликбейт – зло, которое должно иногда присутствовать
Гидеон Личфильд (Quartz.com): Что получается, когда журналисты экспериментируют?