«А вас током-то били? Нет? Тогда вы нам не подходите»…

Как жить и работать на пересечении журналистики и активизма? Как преодолеть взаимные стереотипы и найти общие цели у СМИ и ЛГБТ-сообщества. Public-talk c Еленой Костюченко («Новая газета», Россия) прошёл в Пресс-клубе во время серии встреч от MAKEOUT, посвящённых гендерной чувствительности и языку вражды в медиа.

«А вас током-то били? Нет? Тогда вы нам не подходите»…

Почему сложно взаимодействовать активистам и журналистам?

У журналистов и у активистов примерно одинаковое количество стереотипов. Журналисты (с точки зрения активистов) – необразованные, беспринципные и жаждут скандала. Активисты (по мнению журналистов) – трусливые или безбашенные, они видят мир узко, у них ко всем претензии, и они жаждут скандала и славы. Отмечу, что верно и то, и другое…

В России теперь действует Закон о пропаганде гомосексуализма, так что СМИ может быть оштрафовано на полмиллиона российских рублей, этот штраф может похоронить любое медиа. Поэтому тема ЛГБТ теперь так мало освещается… Но нам придётся взаимодействовать в любом случае.

Об этике

Вот вам пример из жизни. Чечня. Я была цензором – и это была неприятная роль. Я следила за соблюдением анонимности. Не могу сказать, что журналисты были на высоте. Один пришёл в убежище, где были спасённые, и первый его вопрос был: «А вас током-то били? Нет? Тогда вы нам не подходите»…

О вычитке материала перед публикацией

Когда СМИ пишут о ЛГБТ возникает масса неточностей, а активисты просят на вычитку материал перед публикацией. И те журналисты, что соглашаются на это – не профессионалы. Их тексты будут плохие.

Если вы требуете на вычитку материал у журналиста – знайте, это вполне может оказаться последний раз, когда вы работаете с этим журналистом.

Больше всего проблем – в технических вещах. Активисты жалуются: «Мы долго говорили… а выходит что-то другое или вообще этого рассказа нет. Неужели просто нельзя расшифровать наш текст?». Часто бывает так: цитата бледная или некачественная – её надо переделать или совсем убрать.

Советы активистам

Постарайтесь заранее сформулировать яркие высказывания. Не стоит повторять факты, то, что было полгода назад. Найдите свежее что-то!

Нужны человеческие истории. К сожалению, ЛГБТ-организации (в России) не могут предложить такие истории: есть 2-3 спикера, которые готовы говорить, но не готовы приводить примеры, кроме своего. Хочется рассказать что-то ещё, а историй нет!

Надо говорить и искать тех, кто готов говорить о себе с журналистами (на условиях анонимности или нет…) – чтобы у вас всегда были живые примеры на разные темы.

Про постоянную работу со СМИ

Я была в шоке, когда узнала, что у крупных ЛГБТ-организаций нет базы российских журналистов. Они привыкли звать иностранных журналистов, конечно, они же более толерантны и корректны. Или привлекаются журналисты-геи… Мол, твоя ориентация – пропуск в мир ЛГБТ.

Когда вы решаете сотрудничать с каким-то СМИ, вы должны представлять аудиторию этого медиа. Аудитории «Комсомольской правды», НТВ или журнала «Сноб» разные.. Кому именно вы хотите что-то сказать?

Любой журналист всегда хочет максимум прочтения своего материала – и вы в этой цели совпадаете! Остаётся сделать так, чтобы высказывание не было искажено.

Советуйтесь: какой формат уместнее, какая история. Что выбрать – это уже  работа журналиста, тут нельзя вставать в позицию «вас много, я одна – сама решу, как рассказать историю». Нет! Это решает журналист. Но с ним в этом можно сотрудничать.

Когда ты занимаешься ЛГБТ-активизмом, то существуешь под определённым углом: хочешь быть услышанным. А журналист живёт в рамках цикла работы, и с профессиональной точки зрения он должен подтверждать свою квалификацию. Если не получится у вас с ним работать – у него есть ещё 10 тем. Сегодня мы пишем про ЛГБТ, потом о шахтёрах, потом едем на Донбасс…

Почему журналист приходит всего на одно мероприятие   

Штат СМИ всегда оптимизирован, все включены в производственный цикл. Пример. Кто-то собирается на ЛГБТ-акцию – и хочет взять фотографа. Они приходят на место встречи, но всё происходит так медленно, что рабочий  день потерян… В итоге три человека с флагом пробегают по скверику в Химках, фотограф не успевает их даже сфоткать, в итоге редактор говорит «всё, больше к этим … не едем!». Для нас подобная акция – это сигнал: «не работать с такими людьми НИКОГДА».

О фейковых новостях  для привлечения внимания

Часто активисты готовят пост-релизы и рассылают в СМИ. Это не работает – журналисты сами должны быть на месте происходящего.

А ещё была у меня история, когда нам прислали фото акции феминисток в Кремле – и потом оказалось, что это был фотошоп… Причём всё было запланировано заранее. И они уже не впервые запускали в медиа фейки!

Мы, конечно, живём в эпоху постмодернизма, но я трепетно отношусь к проверке информации, тщательно занимаюсь фактчекингом…

До этого в нашей редакции мы планировали цикл материалов о феминистках. Но после этого случая работать на эту тему никто не захотел.  До сих пор слово на букву «ф» ругательное, и пока сделать с этим ничего невозможно. Вот так «пост-правда» работает в СМИ.

Журналистам об активистах

Представьте, что вам всю жизнь надо прятать левый глаз – никто не должен его видеть (надо прятать за чёлкой или что-то ещё придумывать). Так вот это то состояние, в котором живут ЛГБТ. В России мы названы неравноценными гражданами, нас называют врагами народа, когда хотят отвлечь людей от острой социальной повестки. Большинство активистов – в состоянии эмоционального выгорания. Это надо учитывать, когда вы хотите написать о ЛГБТ. На любой внешний раздражитель может произойти непредсказуемая реакция… И это – нормальная реакция на ненормальные условия жизни!

О языке вражды

Часто журналисты говорят, что ЛГБТ «выпендриваются» по поводу использования разных слов. Издевательств над языком не происходит. Всё что происходит в языке – естественно. Это язык управляет нами, а не мы им.

Менее 20 лет назад была статья, по которой людей убирали в психушки… Ну вам же несложно написать «гомосексуал», а не «гомосексуалист»… Это слово даже звучит лучше.

Как правильно писать про ЛГБТ?

На тренингах по языку организаторы удивляются, почему пришли 2-3 журналиста… У журналистов есть профессиональное самомнение: «ну чему вы нас научите? как писать?». И вообще – о чём можно разговаривать 4 часа подряд? Сделайте тренинг на один час. Плюс добавьте «ништяков» для СМИ: статистику свежую, истории…

Пока тема звучит в СМИ (пусть и негативно) – есть шанс на изменение общественного мнения. Часто герои недооценивают читателя.  Если посмотреть комменты под статьями даже на самых жёлтых ресурсах – там всегда есть человечные.  

Если мы вместе – мы очень сильные. Но порой и ЛГБТ быть всем вместе непросто… Но когда мы работаем сообща – можем что-то менять.

Материал подготовила Алла Шарко

Падзяліцца:

20 снежня 2017 года
Перадрук матэрыялаў press-club.pro магчымы толькі з дазволу рэдакцыі. Падрабязней...
Press Club BelarusМедыякухня«А вас током-то били? Нет? Тогда вы нам не подходите»…

Падпішыся на нашу медыйную рассылку!

Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт

Падпісваючыся на рассылку, вы згаджаецеся з Палітыкай канфідэнцыйнасці
Мы выкарыстоўваем файлы cookies. Правілы канфідэнцыйнасці
Прыняць