Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

В августе четыре медиа были свободными от пропаганды и манипуляций. Итоги медиамониторинга

Рейтинг Media IQ в шестой раз возглавило негосударственное информационное агентство БелаПАН.

Наибольший средний балл (5,94) по соблюдению стандартов по итогам августа получает независимое информагентство БелаПАН, наименьший (4,17) – вещающий из Польши телеканал «Белсат TV». У БелаПАН по сравнению с предыдущим месяцем средний балл остался неизменным, а у «Белсата» снизился (-0,54). При этом нижний диапазон по баллам в августе оказался выше, чем в июле, когда минимальное количество баллов (3,82) получил государственный телеканал ОНТ.

 

 

В августе свободными от прямой пропаганды и манипуляций оказалось минимальное количество изданий за весь период мониторинга – лишь четыре: БелаПАН, «КП Беларусь», «Могилевские ведомости» и «Вечерний Брест». По сравнению с июлем список сократился наполовину.

В топ-10 изданий, которые приблизились к максимальной оценке, вошли БелаПАН, Еврорадио, TUT.BY, БелТА, «КП Беларусь», Onliner, «Наша Ніва», Intex-press, «Могилевские ведомости» и «Спутник Беларусь».

Игра в одни ворота

В мониторинге Media IQ сообщения государственного информагентства БелТА в основном получают высокие баллы, но есть и исключения. Причем нарушения стандарта «Баланс мнений» у них не случайные, а закономерные. 

В материале от 29 августа «МИД: Беларусь не получала приглашение на церемонию перезахоронения останков Калиновского в Вильнюсе» практически целиком приводят ответ пресс-секретаря МИД Беларуси Анатолия Глаза и больше ничего. На брифинге БелаПАН спрашивает у него, получила ли Беларусь официальное приглашение правительства Литвы на церемонию перезахоронения останков. Глаз отвечает: «На сегодняшний день по дипломатическим каналам никаких приглашений не поступало».

Все бы ничего, но высказывание пресс-секретарь предваряет фразой: «Мы, полагаю, так же, как и вы, читали в средствах массовой информации заявления отдельных высокопоставленных представителей литовской стороны о приглашении нашей правительственной делегации на указанную церемонию». И вот вместо сухого изложения факта аудиторию вводят в контекст конфликтной ситуации, когда слова одной стороны конфликта обычно противопоставляются словам другой стороны. Вот только ни БелТА, ни целый ряд других СМИ, которые цитировали ответ пресс-секретаря МИД Беларуси, не дали ни полслова из того, что заявили высокопоставленные представители литовской стороны. Позицию официального Вильнюса целиком проигнорировали, а читатели так и не узнали, было ли приглашение. 

Лидером по количеству материалов с пропагандой/манипуляциями стал «СБ. Беларусь сегодня» — 51 заметка (5,59% от общего числа новостных публикаций этого издания). В процентном соотношении «победил» телеканал ОНТ (25 материалов или 38% от их общего числа).

 

 

Лукашенко накормил журналистов картошкой

В сюжете телеканала «Беларусь 1» от 31 августа «Социально-экономическое развитие Минской области, ход уборочной кампании. Президент с рабочим визитом в Смолевичском районе» есть нарушения нескольких стандартов. Материал вышел в день рождения главы государства, о чем публике прямо не говорят. «Александр Лукашенко с ходу говорит репортерам, что день не особенный», а те не объясняют аудитории, что опровергает президент.

Телеведущая предваряет сюжет словами, в которых уже содержится ключевое сообщение: «На экспорте клубней планируем неплохо заработать. Спрос есть, но куда важнее просто накормить беларусов вкусной родной картошкой». В синхроне аналогичную задачу ставит президент: «Самое главное у нас в этот год — свое население накормить хорошей картошкой».

Материал комплементарный — и в отношении главы государства, и, что несколько неожиданно, в отношении картофеля. Беларусские сорта картофеля рекламирует сам Лукашенко, ссылаясь на отзывы коллег: «Мне Владимир Владимирович Путин, которому подарил картошку, [я] спрашивал в Питере: «Ты хоть вот эту картошку ел?», говорит: «Да ты что! Я такой вкусной картошки давно не ел». 

Автор продолжает: «Александр Лукашенко любит картофель сам и дарит беларусские клубни коллегам-президентам. ­Экс-лидер Грузии даже посадил белорусские семена на своем участке. Говорят, в магазинах все чаще спрашивают сорта, чтоб такие, как у нашего президента». 

В сюжете создается впечатление, что отечественная картошка — какая-то особенная и потому является достойным подарком даже главам государств. Автор использует манипулятивную семантику («говорят…  все чаще спрашивают»), подводя зрителей к мысли, что именно благодаря президенту не прервалась беларусская селекционная школа и у нас есть наш особенный картофель. Да и сам Лукашенко говорит: «Картофель мы возродили».

Глава государства распорядился раздать картофель сопровождавшим его журналистам. По этому поводу автор сообщает: «Выставленные образцы и в корзине выглядели чересчур аппетитно. Глядя на них, сразу захотелось молодой картошечки с маслом. Почувствовал, видимо, и президент, потому и поручил раздать картофель на дегустацию журналистам». Журналист свое предположение о чувствах президента выдает за факт.

 

Рекомендации

1) «Достоверность»

Без атрибуции источника информации аудитория не может судить о достоверности новостного сообщения. Редакциям, особенно редакциям телеканалов, нужно требовать от своих журналистов явные ссылки на источники информации (например, «по данным Белстата», «по сообщению минфина»). Люди обычно не говорят хором, поэтому по стандартам новостной журналистики коллективных цитат не бывает.

Если репортер пишет о судебном заседании, аудитория должна понимать, кто источник этой информации: сам журналист в зале суда, одна из сторон конфликта, правозащитник и т.д.

Использование анонимных источников должно быть явно мотивировано и объяснено. Мнения не могут подаваться со ссылкой на анонимный источник. 

 

2) «Отделение фактов от мнений»

Журналистам следует избегать штампов, особенно штампов с оценочными суждениями. В отличие от стандартов hard news, в репортаже важен эффект присутствия и журналист закономерно рассказывает что он видит и чувствует, какие впечатления у него возникают. Другое дело, что он не должен подсказывать аудитории, как следует оценивать новостное сообщение. 

 

3) «Баланс мнений»

Нельзя оправдывать отсутствие баланса мнений тем, что одна из сторон «плохая», «виновата» и т. п., но следует признать, что не для всех материалов этот стандарт применим. При освещении breaking news СМИ могут использовать сообщения-молнию без охвата мнений всех сторон конфликта интересов, но и в таких случаях редакция должна сообщить, что дополнит новость, а при публикации мнения одной из сторон обязательно указать, что есть и другая сторона, мнение которой журналисты намерены получить.

 

Выводы

Основными темами августа в беларусских медиа были: уборка урожая, международные отношения, стартовавшие парламентские выборы, кадровые перестановки, совещание президента с силовым блоком, которое сразу назвали разносом. 

Большинство зафиксированных нарушений стандартов не является злостным и может быть устранено даже без изменения редакционной политики. Наибольший средний балл (5,94) по соблюдению стандартов по итогам августа получает независимое информагентство БелаПАН, наименьший (4,17) вещающий из Польши телеканал «Белсат TV». У БелаПАН по сравнению с предыдущим месяцем средний балл не изменился, а у «Белсат TV» снизился (-0,54). При этом нижний диапазон по баллам в августе оказался выше, чем в июле, когда минимальное количество баллов (3,82) получил государственный телеканал ОНТ.

В топ-10 изданий, которые приблизились к максимальной оценке, вошли БелаПАН, Еврорадио, TUT.BY, БелТА, «КП Беларусь», Onliner, «Наша Ніва», Intex-press, «Могилевские ведомости» и «Спутник Беларусь».

В августе свободными от прямой пропаганды и манипуляций оказалось минимальное количество изданий за весь период мониторинга — лишь четыре: БелаПАН, «КП Беларусь», «Могилевские ведомости» и «Вечерний Брест». По сравнению с июлем список сократился наполовину.

Мы открыты для сотрудничества. По запросу предоставляем редакциям медиа, которые мониторим, индивидуальные рекомендации и подбор типичных нарушений для издания. Это бесплатно. Контакт: alla.sharko@press-club.by

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТЧЁТА вы можете прочесть по ссылке.

Там же возможно скачать отчёт в формате pdf.

 
 

 

Партнёры прэс-клуба