Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Помощь на сотни миллионов евро. Как ЕС может помочь бизнесу в Беларуси

Экономисты предлагают Евросоюзу в одностороннем порядке упростить импорт услуг из Беларуси. Это поможет добросовестному беларусcкому бизнесу и занятым в сфере услуг беларусам гораздо более, чем выделение прямой финансовой помощи.

Конспект и видео онлайн-встречи найдёте ниже.

Эксперт Центра социально-экономических исследований CASE Belarus Серж Навродский представил оценки возможной помощи бизнесу в Беларуси в условиях, когда прямая европейская помощь ограничена. Полное видео онлайн-встречи здесь

После президентских выборов 2020 года в Беларуси Европейская Комиссия приняла пакет помощи в размере 24 млн евро «EU4Belarus: солидарность с народом Беларуси». Одним из направлений является поддержка бизнеса (на 4 млн евро): предполагается делать упор на усилении консультативной поддержки малых и средних предприятий (МСП) для повышения устойчивости к текущему экономическому спаду. ЕС также готовит дополнительный пакет поддержки МСП в размере 6 млн евро для облегчения доступа к финансам.

Однако прямая финансовая поддержка честного беларусского бизнеса сильно ограничена в текущем политическом контексте, который усугубляется растущей напряженностью в политических отношениях между ЕС и Беларусью. Любые международные переводы в иностранной валюте остаются под строгим государственным контролем, включая переводы на частные предприятия, личные счета и некоммерческие организации. Фактически, получение финансовой помощи из ЕС может быть признано правоохранительными органами уголовно наказуемой, а многие беларусы, в том числе предприниматели, вместо помощи могут оказаться за решеткой.

Почему невозможно помогать как раньше?

Раньше помощь со стороны ЕС могла поступить в Беларусь по одному из 4 каналов:

  1. Напрямую государственным структурам.
  2. Через беларусские банки.
  3. Через беларусские некоммерческие организации.
  4. Через европейские коммерческие, некоммерческие и финансовые организации.

 

Каждый из этих способов невозможен сейчас. ЕС заморозил прямую помощь государственным структурам. Государственные беларусские банки находятся под европейскими санкциями; некоммерческие организации закрываются или находятся под пристальным контролем государства; а любая прямая помощь из-за границы скрупулезно контролируется правоохранительными органами.

Даже если представить, что правительство Беларуси «разрешит» помощи ЕС попасть на счета частных беларусских банков, есть серьезные опасения, что часть средств будет направлена на поддержку частных предприятий, связанных с государством, а не на поддержку бизнеса, закрытого или получившего убытки по политическим мотивам. Все эти обстоятельства серьезно охлаждают желание беларусского бизнеса воспользоваться помощью ЕС.

Что можно сделать?

Экономисты исследовательского центра CASE Belarus предлагают ЕС рассмотреть возможность введения односторонних мер по устранению барьеров для услуг, происходящих из Беларуси и экспортируемых добросовестными компаниями на рынок ЕС. В отличие от прямой помощи, такое решение создаст дополнительные возможности беларусскому бизнесу для преодоления последствий непрекращающегося политического давления и пандемии COVID-19.

В 2020 году Беларусь экспортировала в ЕС услуг на 3,7 млрд. долларов. Это главным образом транспортные услуги (62% от всего экспорта в ЕС) и ІТ-услуги (21%). Если ослабить барьеры в ключевых секторах, то речь может идти о дополнительных сотнях миллионов евро, заработанных беларускими компаниями благодаря решению ЕС. Кроме прямых финансовых выгод от увеличения продаж, беларусские фирмы и беларусы, занятые в сфере услуг, получили бы больше возможностей работы в ЕС.

Экономисты CASE Belarus предлагают выдавать бесплатные рабочие визы тем, кто пройдет регистрацию в специально созданной базе ЕС для беларусских фирм и индивидуальных предпринимателей. Поставщики услуг из Беларуси могли бы конкурировать уже не только в России и Казахстане, но и в ЕС, что укрепило бы беларуский бизнес в будущем.

Более того, по мнению экономистов, ЕС получит от такого решения прямые выгоды. Во-первых, европейский рынок получит конкурентный доступ к квалифицированным кадрам из Беларуси. Во-вторых, ЕС может взять под контроль трудовую миграцию из Беларуси, выдавая специальные бесплатные временные рабочие визы для выезжающих на заработки беларусов. В-третьих, ЕС мог бы показать беларусом на практике, какие выгоды могут быть на большом европейском рынке.

Насколько это реально?

Экономисты отмечают, что с точки зрения международного торгового права, ни одно соглашение ни ЕС, ни Беларуси не мешает ЕС в одностороннем порядке ввести упрощения импорта беларусских услуг. Кстати, именно факт отсутствия Беларуси в составе ВТО позволяет ЕС формально принять такое решение. Однажды ЕС уже предпринимал подобные шаги: в 2009 году была принята резолюция ЕС 1215/2009, которая позволила ввести в одностороннем порядке упрощение импорта товаров из Западно-балканских стран (Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория и Косово). Импорта услуг то решение не касалось, но по своей силе и объемам торговли оно было гораздо большее, чем потенциальное решение для Беларуси.

Автор: Серж Навродский, 30.07.2021
Фото на главной: pexels.com / Karolina Grabowska


Разгром гражданского общества в Беларуси. Что будет дальше и кто от этого выиграет?

Пять лет с момента убийства Павла Шеремета. Что известно сейчас и кто организатор?

Партнёры прэс-клуба