Падпішыся на нашу медыйную рассылку!
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт
Темой четвёртого открытого семинара из цикла встреч «Беларусско-российский экспертный диалог», организуемого исследовательским центром CASE Belarus и российской экспертной группой «Европейский диалог», стала реформа сектора государственных предприятий в Беларуси.
Насколько огромен и эффективен сектор госпредприятий в Беларуси? Какова его роль в экономической и политической системе? Какие реформы сектора госпредприятий нужно осуществить, чтобы создать условия для устойчивого экономического роста? Сколько стоят крупные госпредприятия в Беларуси? Сможет ли частный сектор дать работу тем людям, которые останутся без работы вследствие реформ? Какие уроки стоит извлечь из опыта реформ госпредприятий в России и других странах нашего региона? С этими и другими вопросами разбирались беларусские и российские эскперты.
Спикеры с беларусской стороны:
● Павел Данейко, генеральный директор Бизнес-школы ИПМ, административный директор Центра экономических исследований BEROC
● Максим Адаскевич, финансовый аналитик компании Duff & Phelps Germany GmbH
Спикеры с российской стороны:
● Сергей Гуриев, профессор экономики парижской Школы политических наук (Sciences Po), главный экономист Европейского банка реконструкции и развития в 2015-2019 гг.
● Андрей Нечаев, профессор экономики, министр экономики РФ в 1992-1993 гг.
● Дмитрий Потапенко, предприниматель, управляющий партнёр компании «Management Development Group Inc»
Модератор: Алесь Алехнович – представитель по экономическим реформам Светланы Тихановской, вице-президент Центра социально-экономических исследований CASE Belarus.
Эксперты сошлись во мнении, что в Беларуси нет оснований для проведения единовременной массовой приватизации. В то же время отсутствие реструктуризации и приватизации приведёт к ухудшению ситуации и банкротству неэффективных госпредприятий.
Наиболее значительной проблемой в государственных компаниях является низкое качество менеджмента. Сосредоточенность на физических объёмах продукции способствует заполнению складов, но не повышению прибыльности предприятия. Ограниченная самостоятельность топ-менеджмента предприятий в планировании стратегии и низкий уровень приемлемого риска при планировании путей развития предприятия приводит к выбору менее доходных стратегий. Также отсутствуют реалистичные долгосрочные стратегии.
Среди основных направлений трансформации в системе управления государственными компаниями были перечислены формирование эффективного корпоративного управления, улучшение доступа к финансированию, а также повышение квалификации менеджеров высшего и среднего звена.
Панелисты отметили, что ситуация в Беларуси отличается от положения других стран, в котором они проводили приватизацию в 90-е годы. Частный сектор играет важную роль в экономике Беларуси. В 2019 году частный сектор создал более 50% ВВП, 54% занятости и более 47% от общего объёма товарного экспорта.
Основываясь на опыте приватизации в других странах, эксперты отметили, что крайне важно, чтобы разработанная стратегия приватизации была понятной и прозрачной, доступной для конкурентных инвесторов, как внутренних, так и иностранных. Проведение реструктуризации и избавление предприятий от долгов перед приватизацией повысит стоимость предприятий.
Максим Адаскевич представил примерную оценку стоимости 20 крупнейших госпредприятий и 4 государственных банков. Эксперт заключил, что при реализации 50% акционерного капитала государство могло бы выручить сумму порядка $ 5 млрд. Этих средств едва ли хватило бы для покрытия прогнозируемого дефицита государственного бюджета и осуществления выплат по внешним долгам в 2021 году.
Основным препятствием для реструктуризации и приватизации на данный момент является отсутствие политической воли. Государственные предприятия служат механизмом для получения политических выгод. Кроме того, в ситуации политической нестабильности чиновникам трудно будет отказаться от влияния на управление финансовыми потоками и людьми. Вероятно, что улучшение в качестве управления государственными компаниями и процессе приватизации возможны только при наличии политических изменений.
Источник – Пресс-клуб
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт