«Новый телевизор»: как журналисты захватывают русскоязычный YouTube

За последние три года на русскоязычный YouTube пришли и завоевали успех журналисты. Кто смотрит этот контент, какие журналистские форматы здесь работают и получается ли у платформы в России быть полноценной журналистской площадкой – об этом в материале Международной журналистской сети IJNet.

«Новый телевизор»: как журналисты захватывают русскоязычный YouTube

«Как это журналист делает репортажи для YouTube?»

– Однажды наша съёмочная группа ездила в Штаты, и один американец, у которого мы брали интервью, никак не мог успокоиться и все переспрашивал: «Как это журналист делает репортажи для ютьюба? Как это у вас почти миллион подписчиков? Я не верю», – рассказал IJNet Вячеслав Варфоломеев, диджитал-продюсер YouTube-канала «Редакция».

Свою «Редакцию» в YouTube Алексей Пивоваров запустил в марте 2019 года. По словам Варфоломеева, они ожидали, что проект будет успешным, но никто не мог предположить, что он взлетит настолько быстро. Уже спустя год после запуска Алексей Пивоваров демонстрировал «золотую кнопку» YouTube – больше одного миллиона подписчиков. Сегодня «золотыми кнопками» могут похвастаться журналисты Юрий Дудь (вДудь), Ирина Шихман («А поговорить?») и Ксения Собчак.

На вопрос, ради чего журналисты в России приходят на YouTube, ответ всегда один – «по понятным причинам»: ради отсутствия цензуры, ради свободы и возможности делать качественную журналистику, которую невозможно делать на обычном телевидении.

Как и зачем медиа идти в YouTube? Видеоконспект лекции Вячеслава Варфоломеева

Основные правила, которым подчиняются на этой платформе журналисты, – это международные правила, одинаковые для всех авторов. В частности, возможность монетизации ролика зависит от содержания и деликатности темы.

Пионер YouTube-журналистики Юрий Дудь говорил в интервью GQ, что «телик в России окончательно умер», а людям думающим «хочется смотреть более свободный, гораздо менее скованный, чем на ТВ, контент». Дудь первым доказал, что у аудитории российского YouTube есть спрос на журналистский контент: она готова смотреть полуторачасовые беседы спортивного журналиста. Дудь пришел на YouTube в 2017 году, чтобы отточить навыки интервью, и в итоге стал одним из самых популярных блогеров и интервьюеров в стране.

Юрий Дудь. Фото с сайта esquire.ru

Кто это смотрит?

Профессиональный контент на YouTube востребован у пользователей по всему миру. Видео становятся длиннее, разнообразнее и качественнее. По данным Deloitte, в России YouTube – самая популярная платформа для потребления видеоконтента, а в производство профессионального контента на этой платформе начали органично вписываться журналисты.

По словам Ильи Овчаренко, продюсера канала «Парфенон» с Леонидом Парфёновым, на западе аудитория в основном потребляет журналистский видеоконтент через платные сервисы – Hulu, Netflix, Amazon Prime.

– Если вы откроете Netflix и найдёте там Patriot Act, вы увидите тот же ютьюб в крутом качестве и с абсолютно актуальной повесткой. У нас сейчас нет привычного телевидения, на котором такое можно делать, – рассказал IJNet Илья Овчаренко.

@pixabay

В России, согласно исследованию Deloitte, за видеоконтент платят всего 11% жителей страны.

Спрос на качественные и важные по содержанию видео растёт за счёт увеличения более взрослой аудитории: она приходит на YouTube в поисках разнообразия и свободы, и аудитория платформы взрослеет и начинает интересоваться более серьёзными темами.

Продвижение в YouTube: лайфхаки и ошибки. Лекция Антона Воронюка (WebPromoExperts)

Илья Овчаренко отметил, что с появлением Леонида Парфёнова на YouTube были связаны амбиции привлечь аудиторию постарше.

– Мы открыли новое направление – «взрослый ютьюб», и уже после начали появляться другие «взрослые» проекты, – заявил Овчаренко. – У люксовых рекламодателей – недвижимость, автомобили и так далее – до нас не было места на ютьюбе, куда они могли вложить деньги. А теперь есть. 

Около 27% аудитории канала – люди 35-45 лет, то есть самая актуальная для рекламодателей возрастная группа. 

Какие журналистские форматы работают на YouTube?

Первый громкий журналистский успех на YouTube состоялся благодаря мастерству интервьюирования. После Юрия Дудя жанр интервью захватил YouTube, и скоро появились близкоформатные проекты с профессиональными ведущими: «А поговорить?» с Ириной Шихман, собственный канал Ксении Собчак и «Ещёнепознер» с Николаем Солодниковым.

На YouTube журналист волен сам выбирать, как он расскажет историю, главное – «упаковать» контент под своего зрителя. Например, у Леонида Парфёнова сразу два шоу: привычный блог и документальный сериал «Намедни». Документальные фильмы на YouTube также делают Ирина Шихман, Юрий Дудь, Алексей Пивоваров.

Как усилить ваш канал с помощью несложных манипуляций. Визуальная инструкция

По словам Варфоломеева, организаторы «Редакции» пришли к другим журналистским форматам. В первых выпусках были главные герои, но Алексей Пивоваров с героем беседовали не в студии, они разъезжали по разным местам, разговаривая по пути. В итоге «Редакция» отошла от личностных интервью, и сейчас каждый выпуск посвящен отдельной теме или проблеме.

– Ничего радикально нового мы не придумали, – уточняет Варфоломеев, – но мы поставили на конвейер формат больших журналистских репортажей. 

Кроме таких часовых репортажей-фильмов, канал Пивоварова делает еженедельный дайджест новостей. YouTube оказался удачной площадкой для публикации обзоров событий за неделю. Такие новостные дайджесты представляют на своих каналах, например, Ксения Собчак и главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев.

@pixabay

С разнообразием возможностей для производства контента и относительной свободой журналистский YouTube всё больше напоминает телевидение.

– Я считаю, что ютьюб в ближайшие три-четыре года получит все те форматы, которые в свое время получило телевидение 90-х годов, то есть ток-шоу, мини-сериалы, развлекательные шоу, – говорит Илья Овчаренко. – По большому счёту мы получим телевидение on demand.


Ещё кое-что про видео и YouTube:

Открытая летучка видеоотделов TUT.BY и Onliner

С хайпом или без. Секреты продвижения в YouTube

VIDEO: дайджест о видеоконтенте и его продвижении

Падзяліцца:

8 ліпеня 2020 года
Перадрук матэрыялаў press-club.pro магчымы толькі з дазволу рэдакцыі. Падрабязней...
Press Club BelarusМедыякухня«Новый телевизор»: как журналисты захватывают русскоязычный YouTube

Падпішыся на нашу медыйную рассылку!

Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт

Падпісваючыся на рассылку, вы згаджаецеся з Палітыкай канфідэнцыйнасці
Мы выкарыстоўваем файлы cookies. Правілы канфідэнцыйнасці
Прыняць