Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

«Нобель» на бубликах. Как «Дождь» меняет представление о новостях

Автор: Владислав Ковалевский, TUT.BY

На «Дождь» я ехал, чтобы научиться работать с видео, но научился чему-то большему – новым принципам работы с информацией. Стажировка на «Дожде» показала, что к новостям можно и нужно подходить веселее, и объяснила, как работать в формате инфотейнмента. 

Но начну по порядку. Работать с видео меня все-таки научили. В первые 15 минут моей стажировки меня отвели к операторам, а те показали, как пользоваться камерой, и объяснили базовые принципы построения кадра. Больше мне никто ничего не объяснял – учиться приходилось, как говорится, в поле. Вообще, на «Дожде» снимают все: даже если ты журналист, завтра тебя могут отправить на съемку в качестве оператора. Снимать ездят даже продюсеры.  

По съемкам я ездил много и часто – иногда с журналистами «Дождя», иногда один. Задания мне давали самые разные: сделать опрос на улицах, съездить на пресс-конференцию с министром науки и образования России, организовать прямую трансляцию мероприятия и т.д. После съемок со мной проводили «работу над ошибками»: отсматривали отснятый материал и указывали, какие ошибки я допустил, давали советы, как в следующий раз их избежать. 

Кроме съемок видео, на «Дожде» меня научили новым способам работы с информацией. Я увидел, как даже самые скучные и мало кому понятные новости, можно преподносить увлекательно.  

В первые 15 минут моей стажировки меня отвели к операторам, те показали, как пользоваться камерой, и объяснили базовые принципы построения кадра. Больше мне никто ничего не объяснял – учиться приходилось в поле

Информировать и развлекать. В своей работе «Дождь» часто отходит от традиционных информационных жанров и, как утверждают в редакции, они стараются делать новости в формате инфотеймент – информируя, развлекать. У них, как мне кажется, это неплохо получается. Например, в одном из новостных выпусков Павел Лобков объяснял Нобелевскую премию по физике на бубликах. Другой вечерний выпуск новостей начался со звуков сирены, а ведущие надели каски, достали из-под стола армейскую аптечку и начали ее разбирать. Так они хотели сообщить новость о том, что в 4 октября отмечается День гражданской обороны МЧС России. 

Видео-колонки. К авторским колонкам в прессе привыкли все, но «Дождь» решил использовать этот жанр в формате видео. Получилось у них довольно интересно: жанр на грани новостной журналистики, аналитики и публицистики. Такие видео-колонки, чаще всего, записывают журналисты «старшего поколения»: Павел Лобков, Олег Кашин, Анна Монгайт, Константин Эггерт и др. В колонках они рассказывают о важном событии сегодняшнего дня, объясняют его причины и следствия и высказывают свое мнение на этот счет. Из недавнего: Павел Лобков объясняет, зачем России военные базы по всему миру, Анна Монгайт рассказывает о самом интересном из жизни короля Таиланда, а Олег Кашин – о том, почему в России нет и не может быть своего Боба Дилана. 

Видео-онлайн. Также на «Дожде» я понял, что комментировать в прямом эфире можно не только спортивные события или «Евровидение». «Дождь» ведет видео-онлайн и других событий. Например, почти каждый день на протяжении Нобелевской недели Павел Лобков в прямом эфире освещал вручение «нобеля» – параллельно со Шведской академией он переводил и комментировал события.

Кроссплатформенность. «Дождь» работает не только как телеканал, но и активно развивает свой сайт. Почти каждый редакционный материал «Дождя»: репортаж, сюжет или авторская программа – имеют свою текстовую версию на сайте. По сути, это полноценный материал, который можно почитать, если нет возможности посмотреть видео. То есть, журналисты на «Дожде» работают «по всем фронтам»: делают видео-репортажи и пишут материалы на сайт. При этом текстовые материалы часто публикуют раньше видео. Например, так было с интервью с новым директором Парка Горького Мариной Люльчук.

Автор благодарит «Пресс-клуб» за организацию стажировки  

Партнёры прэс-клуба