Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Медиапотребление и стандарты журналистики, закон и информационная безопасность. Аналитический доклад о развитии медиа в Беларуси-2020

Доклад «Медиа в Беларуси 2020» презентован 4 мая в Минске

Аналитический доклад «Медиа в Беларуси 2020. Рынок, законы, информационная безопасность» анализирует современное состояние медиасферы Беларуси, предлагает рекомендации для улучшения ситуации со свободой медиа в стране. Доклад подготовлен на основе анализа данных различных исследований, в том числе и медиамониторинга Media IQ. Авторы: медиаэксперт Андрей Александров и председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец.

«В феврале 2014 года, мы представили наш предыдущий аналитический доклад “За реформы СМИ в Беларуси”. Тот документ мы приняли за определенную отправную точку для всестороннего анализа медийной сферы страны. Нам было важно проанализировать изменения, которые произошли за эти шесть лет как на рынке медиа и в структуре медиапотребления, так и в законодательстве, влияющем на медиа, и практиках его применения», — отметил Андрей Александров.

Источники информации для жителей Беларуси

Главным источником информации остается телевидение. Однако его доля в структуре медиапотребления снижается. Все большее влияние имеет интернет. В Беларуси расширяется использование мобильных платформ и мессенджеров. Высокую популярность имеют социальные сети.

Медийная реклама

Общий объем рынка медийной рекламы Беларуси в 2019 году оценивался в 115 миллионов долларов США. На рекламу в интернете пришлось 45 миллионов USD против 42 миллионов USD, потраченных на рекламу на ТВ. Прогнозы на 2020 год предполагали дальнейший рост объема рынка, однако экономический кризис, связанный с пандемией COVID-19, явно повлияет на эти прогнозы.

Соблюдение стандартов журналистики в медиа 

В рамках доклада «За реформы СМИ в Беларуси», подготовленного в 2014 году, было проведено исследование, которое показало существенные различия в редакционных политиках новостных медиа разных форм собственности, включая подбор тем и подходы к их освещению. В частности, было отмечено, что редакции негосударственных медиа имеют гораздо более сбалансированный подход к освещению событий как внутри страны, так и за рубежом, в то время как государственные медиа зачастую выступают в качестве платформ для пропаганды взглядов и действий руководства страны.

Данные, полученные другим независимым мониторингом в 2019 году, пять лет спустя, подтверждают те же тенденции. Мониторинг Media IQ, который проводил Пресс-клуб с февраля по декабрь 2019 года, зафиксировал нарушения стандартов достоверности и отделения мнений от фактов в работе телеканалов, в первую очередь государственных, отмечают авторы доклада. 

«В Беларуси (как во многих постсоветских странах) журналистика фактов пока не является общепринятой практикой. Отчасти это обусловлено историческими предпосылками: на протяжении длительного периода средства массовой информации и пропаганды обслуживали советскую власть. И сегодня медиа (особенно финансируемые из республиканского бюджета) продолжают работать по прежним лекалам, предоставляя аудитории почти советские нарративы про «заботливую» власть и неспособный к самостоятельности народ, а также продвигая нужную властям повестку дня и фокусы ее восприятия», – отмечено в методологии медиамониторинга (мониторинг продолжается в 2020 году. Прим. - Пресс-клуб).

Мониторинг Media IQ зафиксировал стандартные алгоритмы работы государственных медиа в период значимых общественно-политических событий: «Редакции замирают в режиме ожидания, а затем выпускают идентичные материалы на основе текстов, выверенных или предоставленных идеологами от власти, что свидетельствует о продвижении определенной повестки. Как вариант, событие замалчивается либо прячется под нужными трактовками или в информационном шуме». При этом авторы мониторинга отмечают, что манипуляции также встречаются и в негосударственных медиа.

Полностью ознакомиться с итогами медиамониторинга Media IQ-2019 можно на странице 6 Методологии мониторинга Media IQ. На сайте проекта также можно почитать о результатах мониторинга-2020.

Тренды и вызовы для новостных медиа 

Белорусские медиаэксперты, с которыми были проведены интервью в рамках подготовки доклада, отметили основные тренды на рынке новостных медиа страны. В их числе:
  • значительный рост онлайн-аудиторий новостных медиа и диверсификация каналов распространения контента, включая социальные сети, мессенджеры и рекомендательные сервисы (в первую очередь Yandex Zen);
  • появление и развитие новых медийных проектов, включая местные, локальные и гиперлокальные, которые имеют тесную связь со своими аудиториями;
  • все больше медийных проектов опираются на поддержку, включая финансовую, местных сообществ и бизнеса, в том числе крупного, а не зарубежных доноров. Это связано как с ростом объема рекламного рынка, так и c все большим распространением интернета, в том числе в регионах страны.
 
Основные вызовы, которые стоят перед редакциями новостных медиа в
Беларуси:
  • Достижение финансовой устойчивости.
  • Решение проблемы нехватки кадров.
  • Повышение качества контента и защита авторских прав.
  • Необходимость развития рынка исследований медиа.
 

Законодательство

В докладе «Медиа в Беларуси 2020» говорится, что при общей тенденции усиления государственного контроля над медиапространством, за последние шесть лет произошли и позитивные изменения в законодательстве о СМИ. Среди них – возвращение в государственные системы распространения по подписке и в розницу ряда негосударственных газет, необязательный характер регистрации новостных интернет-ресурсов в качестве «сетевых изданий», возможность судебного оспаривания ограничения доступа к сайтам их владельцев. Министерство информации и прокуратура в течение этого периода не использовали свои полномочия по приостановлению или прекращению выпуска зарегистрированных средств массовой информации.

Однако также отмечено, что  большинство изменений в законодательство в сфере свободы выражения мнения за последние годы были направлены на ограничение этой свободы и усиление государственного контроля над информационным пространством страны.

  1. Введенная законом, пусть и добровольная, регистрация интернетизданий в качестве СМИ осуществляется в разрешительном, усложненном и дорогостоящем порядке.
  2. Интернет-издания, не зарегистрированные в качестве СМИ, не получают прав СМИ, а их сотрудники не получают прав журналистов. При этом на них распространяются все обязанности, предусмотренные Законом о СМИ, и санкционные полномочия государственных органов.
  3. Ограничение доступа к интернет-изданиям осуществляется во внесудебном порядке; процедура и основания ограничения доступа остаются непрозрачными.
  4. Введена обязательная идентификация комментаторов на сайтах и форумах; интернет-ресурсы несут ответственность за комментарии, размещенные на их страницах третьими лицами. На практике это влечет за собой премодерацию комментариев либо полный отказ редакциями интернет-ресурсов от комментариев пользователей.
  5. С 2014 года суды на основании протоколов сотрудников милиции привлекают к ответственности журналистов-фрилансеров, сотрудничающих с иностранными медиа без аккредитации, несмотря на отсутствие в КоАП прямого указания на такой состав правонарушения и международные обязательства Беларуси в сфере  свободы выражения мнения. Журналистов штрафуют независимо от содержания их публикаций за сам факт их появления в иностранных
    СМИ (в первую очередь, на телеканале «Белсат» и на «Радыё Рацыя»). 
  6. Усилилось применение антиэкстремистского законодательства против СМИ и медиаактивистов/
 

Авторы доклада призывают власти Беларуси исключить возможность прекращения деятельности СМИ во внесудебном порядке; не применять институт аккредитации для ограничения доступа к информации, а также отменить шесть статей Уголовного кодекса Беларуси о диффамации. 

Подробнее прочитать в полном тексте доклада, раздел Законодательство о медиа и практика его применения.

Информационная безопасность

Отдельный раздел доклада рассматривает вопросы информационной безопасности Беларуси и влияния российских медиа и пропаганды на ситуацию в стране.

Основные выводы:

  • Абсолютное большинство международных соглашений в сфере национальной безопасности, в том числе информационной, Беларусь заключила с государствами, входящими в СНГ. Поэтому европейские механизмы противодействия разжиганию ненависти, распространению другой информации, запрещенной в соответствии с международными стандартами, не используются в Беларуси, так как она не участвует в соответствующих международных соглашениях.
  • Меры по защите информационного пространства страны не влияют на работу в нем крупных российских медиа, но «выдавливают» из него медиа других стран, которые могли бы дать белорусской аудитории альтернативный взгляд на происходящее в мире.
  • Развитию независимых белорусских медиа, которые также могли бы стать противовесом российским СМИ, препятствуют как жесткое законодательство страны в сфере выражения мнения, так и довольно слабый медиарынок и избыточное государственное регулирование экономических процессов.
  • В Беларуси ограничивается доступ аудитории к контенту, который рассматривается властями как нежелательный. При этом многие ограничительные механизмы не соответствуют обязательствам Республики Беларусь в сфере свободы выражения мнения. Они могут быть использованы для защиты национальных интересов страны от внешних угроз, но пока применяются преимущественно для ограничения возможности сторонников демократических перемен донести свое видение ситуации до массовой аудитории.
  • Опасность внешней информационной угрозы со стороны основных стратегических партнеров Беларуси практически не рассматривается.

 

Рекомендации по защите информационного пространства Беларуси в медийной сфере, подготовленные группой экспертов в рамках исследования «Модернизация медийного законодательства Республики Беларусь в сфере защиты национального информационного пространства»:

  • пересмотреть Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь с учетом новых вызовов и угроз;
  • обеспечить для государственных и негосударственных медиа равные условия для доступа к бюджетному финансированию на конкурсной основе, государственным системам распространения, распределению частотного ресурса, получению лицензий; 
  • провести открытый конкурс по определению телепрограмм, включенных в обязательный общедоступный пакет телепрограмм, допустить в телевизионный эфир иностранные телеканалы (в том числе на белорусском, украинском и русском языках), содержание которых соответствует Европейской конвенции о трансграничном вещании и которые могли бы уравновесить влияние российских телепрограмм в белорусском медиапространстве;
  • поощрять развитие белорусскоязычного информационного вещания;
  • поощрять демонстрацию иностранной аудиовизуальной продукции на языке оригинала с белорусскими субтитрами. 

 

Также авторы доклада включили в качестве позитивного примера действий профессионального сообщества в поддержку информационной безопасности страны и развития белорусского медиарынка Декларацию (можно скачать).  Обращение включает в себя невзаимосключающие предложения:

  • Выделить Беларусь как отдельный регион потребления новостного и другого информационного контента, в том числе обособить белорусскую повестку дня от новостей соседних русскоязычных стран;
  • Предоставить белорусским СМИ приоритет в ранжировании источников информации в рекомендательных системах для пользователей, выбравших регион Беларусь как основной.

Напомним, что если ваша редакция или организация поддерживает эту декларацию, направляйте информацию по адресу press-club@press-club.by. В письме укажите: ФИО, место работы и должность, ваш контактный телефон. Пресс-клуб, iSANS продолжают работу по лоббированию интересов медиасообщества.

«Медиа в Беларуси 2020. Рынок, законы, информационная безопасность» подготовлен при поддержке Посольства Великобритании в Беларуси. Полный текст доклада здесь.

Пресс-клуб

Ещё материалы по теме: 

Никто не виноват, но Что делать. Как медиаменеджеры отвечают на новые вызовы. Видео медиатока

В поисках лояльности. Конспект вебинара с Александром Амзиным

Инертность и "узкое горлышко". О чём ещё задуматься "домашним" медиаменеджерам?

Партнёры прэс-клуба