Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Медиамониторинг Media IQ. Июнь 2020 года

Подборка результатов мониторинга и аналитических текстов от Media IQ – проекта Пресс-клуба по медиаграмотности. Методологию, по которой проводится мониторинг, можно посмотреть здесь.

«Самый сложный в истории независимой Беларуси год» 

Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июне

Что и как мониторили в этом блоке, можно почитать в методологии. Мы анализируем данные мониторинга новостей шести национальных СМИ и четырёх телеканалов: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций. 

Результаты месяца. Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в июне у TUT.BY – 4,96. В топ-5 вошли Euroradio, Naviny.by, «Наша Ніва».

Все материалы госСМИ, которые мониторили в июне, содержали пропаганду и манипуляции. Лидерами по пропаганде стали «Беларусь 1» (в 45% от общего числа исследованных сообщений), СТВ и ОНТ (42%).

Государственные медиа чаще нарушали стандарты информационной журналистики в новостях на тему выборов (в 99% исследуемых сюжетов нарушен хотя бы один стандарт), чем на остальные темы (в 87%). Пропаганда у госСМИ в новостях о выборах зафиксирована в 75% материалов, в заметках на другие темы – в 35%.

Независимо от темы, СМИ чаще нарушают стандарт отделения мнений от фактов. Негосударственные – в 5% новостей, государственные – в 60%.

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: в материалах о выборах госСМИ продвигали позицию Лукашенко, пересказывали его цитаты от своего имени, в негативной тональности говорили обо всех претендентах в президенты, кроме Лукашенко, или умалчивали о них, в новостях о деле «Белгазпромбанка» подавали как факт версию обвинения до суда. ГосТВ убеждало, что в электоральную кампанию вмешиваются силы извне, расшатывают страну и угрожают её суверенитету.

Региональные СМИ: лучшая по стандартам в июне – «Рэгіянальная газета»

Что мониторили в этом блоке. Десять региональных онлайн-изданий: «Вечерний Бобруйск», «Сильные новости», «Вечерний Брест», Intex-press, «Рэгіянальная газета», «Медиа-Полесье», Hrodna.life, «Витебские вести», «Могилёвские ведомости» и «Інфа-Кур’ер». Как и предыдущий блок, этот мониторит соблюдение пяти стандартов, фиксирует пропаганду и манипуляции в новостях.

Как мониторили. В этом блоке мониторинг проводится раз в три месяца. Каждый будний день у каждого медиа мониторятся по три общественно значимые новости (с методикой отбора можно ознакомиться в методологии).

Результаты месяца. Самый высокий средний балл по результатам мониторинга в июне у «Рэгіянальнай газеты». За ней идут «Могилёвские ведомости» и «Інфа-Кур’ер», «Вечерний Бобруйск», Intex-press.

Чаще всего региональные СМИ нарушали стандарт отделения мнений от фактов – в 16% от общего количества исследуемых материалов в июне. Второй по частотности нарушений – стандарт достоверности (6%).

Лидерами по пропаганде среди региональных медиа стали «Витебские вести», пропаганда и манипуляции были в 6% исследуемых материалов этого СМИ.

Государственные региональные СМИ чаще нарушали стандарты в новостях о коронавирусе. Тема выборов не повлияла на частоту нарушений стандартов, манипуляции и пропаганды у гос- и негосмедиа.

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: медиа подавали версию обвинения до решения суда и положительно оценивали работу государственной промышленности; в новостях о конфликтной ситуации между местными жителями и властями предоставляли версию жителей, а чиновникам слова не давали. Журналисты ссылались на анонимные хоровые цитаты, местных жителей, неназванных специалистов и на СМИ в общем.

Российские СМИ в июне не исключали поражение Лукашенко 

Отчёт о прокремлёвских нарративах в беларусских медиа

Что мониторили в этом блоке. Публикации ведущих медиа Беларуси и России о беларусско-российских отношениях – российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ. Плюс публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс.Новости по ключевым словам, которые описывают беларусско-российские отношения.

Как мониторили. Анализировали, кто говорит, на кого СМИ ссылаются в публикациях о беларусско-российских отношениях, кто герои публикаций, какие идеи транслировали медиа.

Результаты месяца. В тройку лидеров по заимствованию российского контента вошли TUT.BY (26% от всего объема ссылок на российские СМИ), БелТА (16,2%), «Наша ніва» (13,6%).

Беларусские СМИ чаще всего заимствовали у ТАСС (31,1% от всех ссылок на российские медиа в исследованных беларусских СМИ), РИА Новости (14,3%) и РБК (13,6%).

Среди российских изданий лидерами по ссылкам на беларусские медиа в июне были «Лента.ру» (23,1%), РИА Новости (15,8%) и «Радио Спутник» (15,8%).

Традиционно главным источником новостей для российских СМИ выступило государственное информационное агентство БелТА (32,4% от всех ссылок). В тройку лидеров по количеству ссылок также вошли «Беларусь 1» (15,6%) и TUT.BY (13,7%).

В июне Александр Лукашенко вышел на первое место и в качестве источника информации, и по частотности упоминания в исследуемых публикациях как беларусских, так и российских СМИ.

Для российских редакций перспективными героями избирательной кампании выступали те же, что и для беларусских: действующий президент, за которым следуют Виктор Бабарико, Сергей Тихановский, Светлана Тихановская и Валерий Цепкало. То, что постфактум из этого числа зарегистрировали только Лукашенко и Тихановскую, автоматически определило лидеров гонки.

В беларусских СМИ среди частотных нарративов преобладала тематика экономических отношений двух стран, а в российских – различные аспекты избирательной кампании в Беларуси.

В июне, несмотря на общее напряжение в отношениях между Минском и Москвой, в беларусских медиа преобладали нарративы с позитивной коннотацией о России (29% против 18,2% – с негативной). В российских медиа соотношение оказалось противоположным (39,8% – негативно о Беларуси/о Лукашенко, 12,8% – позитивно).

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: в июне вопросы поставок газа и нефти, как и в мае, особенно волновали беларусские медиа, но не были важными для российских, которые следили за президентскими выборами в Беларуси, тональность российской пропаганды изменилась в позитивном для беларусского президента ключе после задержания Виктора Бабарико и двух встреч Лукашенко и Путина.

Выборы: Лукашенко обошел в июне по цитируемости «кандидатов надежды»

Что мониторили в этом блоке. Проанализировали 3339 материалов, которые касались темы президентской избирательной кампании (в мае их было 987). Мониторили 12 беларусских гос- и негосСМИ:«Беларусь 1», «Белсат TV», «Наша Ніва», «Радыё Свабода», «СБ. Беларусь сегодня», БелТА, ОНТ, «Спутник Беларусь», СТВ, Euroradio, Naviny.by, TUT.BY.

Как мониторили. Анализировали, какие медиа сколько публикаций сделали на тему выборов-2020 и когда, каких персон при этом чаще всего цитировали и упоминали.

Результаты месяца. В июне безусловным лидером по количеству посвященных выборам публикаций выступило «Радыё Свабода». Однако по количеству публикаций, в которых цитируются претенденты, – Naviny.by. Исследуемые госСМИ (БелТА, «СБ. Беларусь сегодня», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1») предоставляли слово только действующему президенту, что принципиально отличает их от редакционной политики независимых СМИ.

По частотности цитирования в июне первое место занял Лукашенко (8,5% всех цитируемых источников), и тем самым отобрал зафиксированное в мае лидерство у главы Центризбиркома Лидии Ермошиной и «кандидатов надежды» Виктора Бабарико и Валерия Цепкало.

Среди источников информации, на которые ссылаются СМИ в публикациях о выборах, в июне одним из лидеров стал незарегистрированный правозащитный центр «Вясна». По этому показателю он обогнал TUT.BY и БелТА.

По частотности упоминания в СМИ лидирует действующий президент, за которым следуют Виктор Бабарико, Сергей Тихановский, Светлана Тихановская и Валерий Цепкало.

Подробности здесь.

Мониторинг нарративов госТВ в Беларуси

Кто делает. Sense Analytics в партнёрстве с Media IQ. Автор еженедельных докладов – Максим Стефанович, редактор и координатор проекта – Артём Шрайбман.

Что мониторили. Продукты Агентства теленовостей («Панорама» и воскресный «Главный эфир»). У ОНТ – «Наши новости», «Субботний выпуск» и «Контуры», на СТВ – «Новости 24 часа» и «Неделя». Мы публикуем обзоры еженедельно. Здесь вы найдёте ссылки на выпуски № 1, 2, 3, 4 и 5.

Основные выводы мониторинга за неделю с 27 июля по 2 августа:

Формат освещения избирательной кампании несколько изменился ― поездок Лукашенко было меньше и основное внимание телеканалы стали уделять безопасности выборов, угрозе раскола общества и дестабилизации ситуации. Общественное мнение стали активно готовить к принятию цифр официальных опросов и аккредитованного властями exit poll. Уровень идеологической ангажированности вечерних выпусков ТВ продолжил расти.

Одним из важных нарративов недели стала попытка деполитизировать избирательную кампанию, подчеркнуть, что даже уборка урожая – важнее, чем выборы.

Сохраняли актуальность такие нарративы как ставка на силовой ресурс в борьбе с оппонентами (новым сюжетом здесь стало задержание «33 российских боевиков»), хаос за пределами Беларуси, акцент на патернализме и государстве-благодетеле.


Что ещё почитать и посмотреть:

Как эволюционировал «коронапсихоз», кого и в чём ограничил COVID-19.

Почему громкая кампания в госСМИ по «делу Бабарико» оказалась неэффективной.

Как медиа пишут о политической борьбе в Беларуси в связи с выборами президента.

Какие методы используют СМИ и правозащитники, когда считают людей на митингах.

Посмотрите, как СМИ пишут про Светлану Тихановскую, Марию Колесникову и Веронику Цепкало. И с кем госСМИ сравнивают альтернативных кандидатов.

Угадайте, что и по каким поводам «накипело» у колумниста «СБ. Беларусь сегодня» Андрея Муковозчика.

Партнёры прэс-клуба