Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Медиамониторинг Media IQ. Июль 2020 года

Подборка результатов мониторинга и аналитических текстов от проекта Пресс-клуба по медиаграмотности Media IQ. Методологию, по которой проводится мониторинг в 2020 году, можно узнать здесь.

Как беларусские СМИ нарушали стандарты в июле: оценки, конспирология, риторика Лукашенко

Что и как мониторили в этом блоке, можно почитать в методологии. Мы анализируем данные мониторинга новостей шести национальных СМИ и четырёх телеканалов: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV» на предмет соблюдения ими пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и наличия признаков пропаганды и манипуляций.

Результаты месяца. Самый высокий средний балл по соблюдению стандартов в июле у Naviny.by – 4,95. В топ-5 вошли TUT.BY, «Наша Ніва», «Спутник Беларусь», Euroradio.

Лидерами по пропаганде в июле стали СТВ и ОНТ (62% от общего числа исследованных сообщений) и «Беларусь 1» (59%).

СМИ, лидирующие по количеству новостей с признаками пропаганды и манипуляций, чаще всего нарушали стандарт отделения мнений от фактов. «Беларусь 1» нарушил этот стандарт в 65% исследуемых сюжетов, ОНТ – в 63%, СТВ – в 57%.

Государственные СМИ чаще нарушали стандарты информационной журналистики в новостях на тему выборов (в 99% исследуемых сюжетов нарушен хотя бы один стандарт). Пропаганда у государственных СМИ в новостях о выборах зафиксирована в 71% материалов, в заметках на другие темы – в 50%.

Независимо от темы, СМИ чаще нарушают стандарт отделения мнений от фактов. Негосударственные – в 6% новостей, государственные – в 66%.

У государственных СМИ самые низкие баллы получили новости о выборах, действиях властей, в частности, рабочих командировках и выступлениях Лукашенко, и о деле «Белгазпромбанка».

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: госСМИ в позитивной тональности рассказывали о командировках Лукашенко по Беларуси, давали положительные оценки беларусской экономике, но не называли конкретные цифры, подтверждающие её успех, от своего имени оценивали значение новых объектов инфраструктуры, на открытии которых присутствовал президент. По версии госТВ, в электоральную кампанию вмешивают силы извне, расшатывают страну и угрожают её суверенитету.

Выборы: СМИ сфокусировались на фаворитах гонки

Что мониторили в этом блоке. Проанализировали 3293 материала из 12 беларусских гос- и негосСМИ, а также иностранных медиа, работающих для беларусской аудитории («Беларусь 1», «Белсат TV», «Наша Ніва», «Радыё Свабода», «СБ. Беларусь сегодня», БелТА, ОНТ, «Спутник Беларусь», СТВ, Euroradio, Naviny.by, TUT.BY), которые касались темы президентской избирательной кампании.

Как мониторили. Анализировали, сколько публикаций медиа сделали на тему выборов-2020 и когда, каких персон при этом чаще всего цитировали и упоминали.

Результаты месяца. По частотности цитирования в июле первое место занял Центризбирком (6% всех цитируемых источников), отобрав зафиксированное в июне лидерство у Александра Лукашенко. «Символ протеста» кандидат в президенты Светлана Тихановская незначительно уступает действующему президенту по цитированию (4,4% и 3,9% соответственно).

По частотности упоминания в СМИ лидирует действующий президент, за которым следуют Виктор Бабарико, Светлана Тихановская, Валерий Цепкало, Сергей Тихановский, Андрей Дмитриев, Анна Канопацкая и Сергей Черечень.

Абсолютный пик количества публикаций приходится на 15 июля (209 материалов). Следующие пики – 30 июля (190) и 14 июля (182).

Первый пик объясняется освещением акций протеста, сопровождавшихся произвольными задержаниями (оценка Amnesty International), и подведением итогов регистрации кандидатов в президенты. Пик 30 июля вызван проведением одного из самых массовых оппозиционных мероприятий последнего времени, а 14 июля – новости о регистрации кандидатов и акциях протеста против нерегистрации «кандидатов надежды».

Подробности здесь.

Что показал предварительный анализ беларусских медиа с 1 мая по 9 августа

Для госСМИ не было альтернативы инкумбенту Александру Лукашенко – остальных участников кампании не цитировали и почти не упоминали. Таким образом, освещение выборов как конкурентной кампании было только в беларусских частных и вещающих на Беларусь иностранных СМИ.

НегосСМИ и в период избирательной кампании, и в период поствыборных протестов стремились сохранять баланс между сообщениями противоборствующих сил, в то время как госСМИ «играли в одни ворота» и даже распространяли откровенную дезинформацию.

Больше результатов тут.

Мониторинг нарративов госТВ в Беларуси

Кто делает. Sense Analytics в партнёрстве с Media IQ. Автор еженедельных докладов – Максим Стефанович, редактор и координатор проекта – Артём Шрайбман.

Что мониторили. Продукты Агентства теленовостей («Панорама» и воскресный «Главный эфир»). У ОНТ – «Наши новости», «Субботний выпуск» и «Контуры», на СТВ – «Новости 24 часа» и «Неделя». Мы публикуем обзоры еженедельно. Здесь вы найдёте ссылки на выпуски № 6, 7, 8, 9 и 10.

Что ещё посмотреть и почитать

Как телеканал СТВ демонизирует Светлану Тихановскую.

Российские политтехнологи в Беларуси работают на Кремль.

Ансамбль «Косовские пионы» и другие эксперты на беларусском госТВ.

Какие программы убрали из эфира «Беларусь 1» и ОНТ.

Что не так с разоблачением «фейков оппозиции» от «Беларусь 1».

Интервью с философом, методологом Владимиром Мацкевичем о российском ток-шоу «Время покажет».

ГосСМИ ни разу не упомянули печальные цифры по смертности в Беларуси.

Как беларусские медиа освещали «прорыв границы», порванный паспорт и задержание Колесниковой.

«Беларусь 1» и ОНТ «поют в унисон» в вечерних новостных выпусках.

 

Партнёры прэс-клуба