Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Медиамониторинг Media IQ. Февраль 2020 года

Подборка результатов мониторинга и аналитических текстов от проекта по медиаграмотности Media IQ, который ведёт Пресс-клуб с 2019 года. Методологию, по которой проводится мониторинг в 2020 году, можно узнать здесь.

Стандарты в национальных СМИ. ОНТ нарушил стандарт «Отделение мнений от фактов» в 89 % исследуемых сюжетов

Что мониторили в этом блоке. Шесть национальных СМИ и четыре телеканала: TUT.BY, Naviny.by, Euroradio, «Наша Ніва», «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», ОНТ, СТВ, «Беларусь 1» и «Белсат TV». Этот блок мониторит соблюдение пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и фиксирует пропаганду и манипуляции в исследуемых новостях.

Как мониторили. В онлайн СМИ каждый будний день мониторятся пять общественно значимых новостей (с методикой отбора можно ознакомиться в методологии). У большинства телеканалов итоговые недельные программы выходят на выходных, поэтому субботние и воскресные выпуски тоже включаются в мониторинг.

Результаты месяца. Тройка лидеров – Naviny.by, Euroradio и «Наша Ніва». Государственные телеканалы расположились в конце рейтинга. Пропаганда обнаружилась больше чем в половине всех проанализированных сюжетов.

Лидерами по пропаганде в феврале стали ОНТ (в 62 % от общего числа исследованных сообщений), «Беларусь 1» (57 %) и СТВ (44 %). СМИ, которые остались свободными от пропаганды и манипуляции: Naviny.by, Euroradio, TUT.BY и «Наша Ніва».

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: как США угрожает суверенитету Беларуси, чем опасны телеграм-каналы и блогеры (по мнению СТВ), почему «личная химия» между политиками — это хорошая инвестиция в экономику, и не только. 

Региональные СМИ: лучшие по стандартам в феврале — «Могилёвские ведомости» и Intex-press

Что мониторили в этом блоке. Десять региональных онлайн-изданий: «Вечерний Бобруйск», «Сильные новости», «Вечерний Брест», Intex-press, «Рэгіянальная газета», «Медиа-Полесье», Hrodna.life, «Витебские вести», «Могилёвские ведомости» и «Інфа-Кур’ер». Как и предыдущий блок, этот мониторит соблюдение пяти стандартов, фиксирует пропаганду и манипуляции в новостях.

Как мониторили. В этом блоке мониторинг проводится раз в три месяца. Каждый будний день у каждого медиа мониторятся по три общественно значимые новости (с методикой отбора можно ознакомиться в методологии).

Результаты месяца. В тройку лучших по соблюдению стандартов вошли «Могилёвские ведомости», Intex-press и Hrodna.life. Полностью свободными от манипуляции и пропаганды в феврале были «Інфа-Кур’ер», «Вечерний Бобруйск» и Hrodna.life.

Лидерами по пропаганде среди региональных СМИ стали «Сильные новости» (пропаганда и манипуляции были в 17% исследуемых заметок) и «Витебские вести» (в 14%).

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: как издания в новостях обвиняли до суда, выдавали свои догадки за факты и забывали указывать источники.

Манипуляции в беларусских медиа. Как «Спутник Беларусь» продвигал пророссийскую повестку

Что мониторили в этом блоке. Четыре телеканала и семь онлайн-медиа: «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «Белсат TV», TUT.BY, «Наша Нiва», Euroradio, «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», Naviny.by, «Радыё Свабода».

В отличие от блока мониторинга стандартов, в этом блоке мониторили наличие пропаганды, дезинформации и манипуляций только в новостях о беларусско-российских отношениях и изменениях в законодательстве.

Как мониторили. В этом блоке анализировали, какие нарративы и сколько раз встречаются в новостях. В одной новости может быть несколько разных нарративов. Для одной новости каждый нарратив считается один раз. Методологию читайте тут.

Made with Flourish

Результаты месяца. Главный нарратив в новостях о беларусско-российских отношениях – альтернативы сотрудничества Беларуси и России нет. А самый частый нарратив по теме изменений в законодательстве – государство принимает правильные законы.

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: госСМИ писали в позитивном тоне о президенте, интеграции и беларусских законах, «Спутник Беларусь» продвигал пророссийскую повестку в нефтяном конфликте.

Прокремлёвская пропаганда в беларусских медиа. Москва приревновала Лукашенко к Западу и одарила новыми обещаниями

Что мониторили в этом блоке. Публикации ведущих медиа Беларуси и России о беларусско-российских отношениях – российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ. Плюс публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс Новости по ключевым словам, которые описывают беларусско-российские отношения.

Как мониторили. Анализировали, кто говорит, на кого СМИ ссылаются в публикациях о беларусско-российских отношениях, кто герои публикаций, какие идеи транслировали медиа.

Made with Flourish

Результаты месяца. НегосСМИ более открыты к заимствованию российского контента. Основной источник для российских СМИ из беларуссских медиа – БелТА (74,3%). В медиа и Беларуси, и России самой обсуждаемой персоной был Александр Лукашенко, а главной темой – диверсификация Беларусью поставок нефти.

Обзор кейсов можно прочесть по ссылке. О чём: урегулирование условий поставок российских нефти и газа, попытка диверсификации покупки нефти, интерпретация в Минске и Москве визита в Беларусь госсекретаря США Майкла Помпео.

Еще материалы по теме коронавируса:

Вот здесь можно почитать, как противоречиво освещали тему коронавируса в Беларуси – госСМИ уверяли, что ситуация под контролем, а негосударственные говорили о бездействии властей.

Посмотрите на коронавирус глазами беларусских телеканалов в этом видео.

Узнайте из карточек, каким экспертам доверять и где искать надёжную информацию о коронавирусе.

Партнёры прэс-клуба