Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Пляцоўка для прафесійнага росту медыясупольнасці
Мінск, вул. Веры Харужай 3, офіс 601
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Беларус Вадим Макаренко запустил польский «политический Facebook» с помощью Google

Вадим Макаренко, экономический журналист «Газеты Выборчей» (Польша), беларус, создавший первый в Польше ресурс, посвященный данным, biqdata.pl. Его инновационный проект для прессы получил финансирование от Google. Разработка заняла год. Несмотря на занятость, Вадим презентовал новый ресурс для суполки Пресс-клуба Беларусь.

Вадим, а что за новый проект Sonar?

Идея следующая: мы решили собирать данные из публичных открытых  реестров на тему польской политики и затем эти данные связывать между собой.

Так, берем данные из Парламента, потом пропускаем их через реестр польских кампаний, чтобы проверить – есть ли у политиков свои компании, ведут ли они какой-либо бизнес? Кроме того, смотрим и другие реестры, например, польской науки. Проверяем, нет ли ситуаций, когда один политик – научный руководитель, а второй пишет у него диплом.

Проект направлен на то, чтобы облегчить журналистские расследования в том числе?

Совершенно верно. Во-первых, нам надо было скачать все публичные реестры себе на сервер. Во-вторых, сделать анализ. В-третьих, укрепить в анализе собственную редакцию.

Команда проекта

Это достаточно крупный проект: только в редакции Sonar работало на определенном этапе 8 человек, трое из них занимались проверкой информации (например, проверяли биографию одного и того же политика на разных ресурсах – нет ли расхождений в фактах). Сейчас в редакции остается 5 человек. А вообще в пиковый момент на проекте работали 20-25 человек. Большинство команды – это информатики и UX designer. Когда проектируете сайт, важно определить, где должна быть кнопка, чтобы пользователю было понятно и удобно находиться на сайте. Мы не можем терять читателя из-за того, что он не понимает как перейти, например, в архив.

Вашим новым ресурсом Sonar.wyborcza.pl  пользуются не только журналисты. Втягиваете читателей в процесс собственного расследования?

Интерфейс сайта двоякий. Для журналистов газеты – он один, для читателей – другой. Журналист видит склад самых разных баз данных, все, что Sonar скачивает из наружных реестров. Журналисты пишут статьи и задают данные, а классический Timeline делается автоматически.

Для читателей это работает так. Например, вы открываете реестр политиков на сайте. Любой политик имеет свою картотеку, имя, возраст, срок в парламенте, к какой партии принадлежит, откуда избирался, политическая карьера, а если нажмете специальную кнопку – получите возможность следить за этим политиком, получите оповещение, когда о нем будет появляться новая информация. Вы увидите на сайте даже его активность, сколько заседаний в парламенте политик пропускает, например. Есть на сайте и его активность в Твиттере – мы размещаем ссылку на его последнее обновление (информация автоматически обновляется каждые 2-5 минут).

Новый проект Sonar

Все отсылки на опубликованные ранее материалы о данном политике – только на «Газету Выборчу»?

Да. Был амбициозный план, чтобы были ссылки на статьи и других СМИ, но это технологическое решение стоило бы дорого. И издатели в Польше больше ссорятся между собой, чем дружат... В общем, это не имело бы смысла. Пока мы подобную функцию отложили на полку.

Вы используете инструмент Google Trends ?

Google Trends – очень интересный инструмент, он доступен для всех, но мы интегрировали его алгоритмы в наш сайт. Так, на сайте можно проследить кривую популярности определенного политика в течение месяца. Мы видим интерес пользователей Google к данному человеку, то есть люди забивали в поисковик его имя. Если я вижу, что 14-го числа у него был какой-то пик, могу зайти на сайт и посмотреть, что же тогда про него писали.

Подобная картотека у нас на каждого польского политика, на парламентариев, членов правительства... И мы сейчас добавляем людей – судей, лидеров непарламентарной оппозиции, например. Чтобы у гражданина был выбор – если он собирается голосовать за кого-то, а оппозиция не вошла в парламент, то про нужного человека можно найти информацию  у нас. Редакция принимает решение, кого добавить в нашу картотеку. То есть не все делается автоматически.

Автоматически к нам поступает новая информация. Мы создали сайт, который каждые 15 минут заходит на сервера государственных и негосударственных организаций (с которыми мы работаем) и качает оттуда информацию, загоняя их в картотеку.

Кроме закладки «политики» есть интересная  закладка  «темы».

И для массового читателя она более интересна – не все же ведут свои «следствия», не всем интересно копаться в биографиях. В «темах» - более 60 иконограмм. Мы долго работали над тем, как их классифицировать.

Людям неинтересно деление на рубрики, которые существовали в традиционных СМИ. Люди не воспринимают мир так, как когда-то, когда мир для них делился на «страну», «за рубежом», на «культуру», «спорт»  и т.д. Мы считаем, что это уже глубоко неактуально. Человек не мыслит категориями рубрик, он мыслит категориями тем. Причем для каждого конкретного человека тема определяется иначе. Темой может быть «президент» или конкретный вопрос, которые его волнует - как «легализация марихуаны», что угодно... Мы с редакцией основывались на данных опроса общественного мнения (оно проводилось до работы над сайтом) и  составили список тем, которые могут возбуждать негативные или позитивные эмоции, неважно, главное – то, что людям невозможно пропустить!

Например, тема «500+». Невероятно резонансная тема в Польше. Правительство выплачивает сумму в 500 злотых в месяц тем, кто воспитывает более  чем одного ребенка. С одной стороны – это помощь государства, люди живут в бедности и не хотят рожать, оппозиция  говорит, денег нет в казне... Тема политическая, конечно. Ее демографические измерения уже не так важны. И тут тоже есть опция «следить за темой».

Sonar

Новый ресурс – что-то вроде социальной сети?

Сейчас мы развиваем опцию «твой Sonar». Здесь надо зарегистрироваться. Тут на странице собраны данные – за какими политиками и темами я наблюдаю. Я, например,  слежу за Дональдом Туском, темой военных репараций и так далее. Здесь также есть анализ моих ответов на опросники вроде «Вы за или против абортов? Нажмите да или нет». Данные собираются и составляется мой политический портрет, вроде  - похоже, вам ближе партия «Разам». Чем больше опросников заполняешь – тем точнее карта твоих политических пристрастий. Опросники и тесты размещены по всему сайту, также они есть и на сайте «Газеты Выборчей».

А еще есть функция «опубликовать мой профиль». И другие пользователи сайта вас увидят.

Похоже на своего рода  политический Facebook.

Что-то вроде. Мы еще не знаем, насколько такая функциональность будет популярна. Предполагаем, что все социальные функции достаточно сильно привязывают людей к сайту.

Выборы в Польше проходят каждые 4 года, и в период выборов повсюду появляются тесты «проверь, какой партии ты симпатизируешь, проверь себя – мы скажем за кого тебе голосовать»... Наша амбиция – чтобы у нас человек делал подобные тесты постоянно. Он сможет проверять, насколько с течением времени у него изменились политические взгляды.

Наша целевая аудитория  - молодые люди 25-35 лет. Мы считаем, этот сайт привлечет молодежь. 18-летние, правда, еще не готовы платить за контент. Читать можно будет бесплатно, но вот за социальные функции, за интеракцию мы берем деньги. Платить нужно будет  за уведомления на интересующую тему и за анализ политических симпатий. Оплата входит в подписку  «Газета Выборча».

Как вы думаете, работал бы подобный сайт в Беларуси?

Дело не в аудитории даже, не в людях, которые интересуются или нет политикой. В Беларуси вопрос – а где бы я взял данные? В Польше я в состоянии сказать – сколько зарабатывают парламентарии, какие у него гонорары публичных выступлений, какие у него есть акции в кампаниях, квартиры и машины. Смогу ли я такое сказать про беларуских политиков? Прозрачность политической системы, конечно, ниже.

А что касается конкурса – Google проводит его только в странах Евросоюза.

Вадим, вы не так давно вы были у нас в Пресс-клубе с лекцией о том, как работать с данными и  презентацией проекта biqdata для «Газеты Выборчей», и вот 4 октября запускаете еще один ресурс. Остается ли в строю biqdata?  Вадим Макаренко в Минске

Я запустил проект biqdata в 2014 году. Он и сейчас рассказывает истории «на данных», команда стабилизировалась и немного расширилась, сейчас там работает 4 человека. Уже с 2016 –го я начал работать над Sonar. Как все было? Издатель поручил мне попробовать получить финансирование от Google DNI.  Это такой фонд, который спонсирует инновационные проекты в традиционных СМИ (пресса, радио, телевидение).

В феврале 2016-го был первый раунд финансирования. Мы чудесным образом получили финансирование в рамках пакета больших проектов (есть еще средние и малые). Важный момент – заявку на финансирование мы подавали с компанией-партнером – это Laboratorium EE. После длительного оформления документов мы начали работу – осенью прошлого года.

А как вам работалось с такой корпорацией как Google?

Мы никогда не работали в подобном формате как команда.  Появился довольно редкий опыт. Редакция – как единица в организации – раньше никогда не приносила денег. Деньги приходили обычно через отдел продаж (через киоск, через отдел рекламы, через цифровую подписку, например). Пришлось организовывать отдельную структуру, редакция перестала просто производить материалы, а стала командой, которая к тому же занималась и расчетами, и контактами со спонсорами...Освоили логистические навыки, финансовые. И еще мы тестируем сайт до его официального запуска – так, как обычно делают стартапы, а не традиционные издатели.

В команде появись «чужие люди», не из редакции, которые работали вместе с нами - информатики. Для такой традиционной редакции как у нас, это было очень сложно. Команда работала по методике Scrum, приходилось очень быстро реагировать на все изменения, перераспределять работу, чтобы никто не простаивал. Процесс планирования и использования ресурсов в данной методике максимально эффективен, там очень четкое разделение ролей. Для редакции работа в Scrum нетипична, мы долго привыкали, и было непросто.

На нашем сайте сложно определить – что является контентом, а что нет. Там все – контент. Картотека парламентария – тоже контент. Были определенные  сложности в употреблении самих терминов. Пришлось переоформить собственное мышление. Оказалось, читатель не оценивает содержание сайта отдельно от самого сайта. Важен дизайн, легкость пользования. Человек заходит на сайт – и ему должно быть комфортно.

Google нас контролировал только в отчетности: работа была разбита на 6 этапов, и после каждого мы высылали отчет, что проделали, что получилось, а что – нет, а также финансовый отчет.

4 октября мы запускаем проект. Из команды уходят 20 человек – IT, дизайнеры, остается редакция, которая освоила автоматически обновляющийся сайт. Уходит мой партнер Бартош Стодульски, с которым мы вместе создавали эту  «дьявольскую машину», вместе работали над идеей, над заявкой.

Вообще, собрать данные – это одно, а показать их и рассказать что-то с их помощью читателю – совсем другое.

Интервал появления новых проектов у вас небольшой. Что-то дальше запланировано?

Да! Издатель уже подумал за меня, есть в разработке новый проект, но о нем я пока говорить не могу. Не обязательно проект будет инновационным, просто нужно будет развивать в редакции определенные компетенции.

Как-то складывается, что обстоятельства учат меня каким-то новым вещам. К тому же я работаю в большой компании, которая переживает сложный период, как и все издатели прессы. А трансформация предполагает определенную эластичность. Если человек эластичен – легче жить. Ведь я всю жизнь писал – статьи, репортажи, а последние годы занимаюсь управлением проектами, проектирую новые формы в журналистике. Насколько это получается? Рынок даст ответ на этот вопрос, а не я.

Фото на превью - Adam Stępień, Gazeta Wyborcza

Беседовала Алла Шарко 

Партнёры прэс-клуба