Мінск, вул. Кісялёва, 12-2н, пам. 29
+375 33 361 57 48
Стаць сябрам Меню Зарэзерваваць зал

Альтернативная реальность

Выборы, даже такие особенные, как сейчас в Беларуси, подразумевают политическую борьбу, а в ней не обходится без перехода на личности, обмена эпитетами и наклеивания ярлыков. Павлюк Быковский специально для проекта Пресс-клуба Media IQ проанализировал, как этот обмен отразился в СМИ.

Долгие 26 лет несменяемого руководства страной «последним диктатором Европы» (Александр Лукашенко иногда сам себя так называет в интервью) и сокращение до невидимости публичной политики влияют на восприятие этой сферы. И значительной части аудитории, и многим журналистам кажется, что на сцене есть один политик. Иногда ему подпевает хор, иногда громко себя проявляют хулиганы в партере. 


Фото: пресс-служба президента Беларуси

Когда возникает общественный подъём, как на президентских выборах 2001, 2006, 2010 годов, отчасти в 2015 году и точно в 2020 году, публичная политика возрождается хотя бы на время и возникает спрос на ответ: «Есть ли альтернатива Александру Лукашенко?». В это время из зрительного зала на сцену поднимаются претенденты на пост президента и их волей-неволей приходится считать политиками. 

Беларусским журналистам доводится писать о политике почти как собкорам иностранных СМИ для зарубежной аудитории – кроме специалистов за ней особо никто не следил в промежутке между кампаниями и нужно коротко и понятно объяснить, кто в этой истории хорошие ребята, а кто – плохие.

«Strongman Alexander Lukashenko»

В западных СМИ, чтобы ввести читателя в контекст, вынуждены использовать эпитеты «strongman Alexander Lukashenko» или «Europe's last dictator» и коротко характеризовать политическую ситуацию. 

В беларусских СМИ также разработан свой язык традиционных упрощений и маркеров, в котором присутствует «единый кандидат от демократических сил» (не было в 2010, 2015 и нет в 2020 годах), просто «оппозиционный кандидат», а также «спарринг-партнёр» и «спойлер». Последние два ярлыка иногда используют как синонимы, а иногда указывают на то, что у этих кандидатов разные функции. 

«Cпарринг-партнёр» vs «спойлер»

Так, спарринг-партнёр должен вести себя предсказуемо, избегать персональной критики действующего президента, поздравлять с заслуженной победой. Эта фигура нужна, чтобы в случае ухода из кампании оппозиционных кандидатов в избирательном бюллетене Александр Лукашенко не оказался в единственном числе. В этом случае выборы превращаются в плебисцит о доверии президенту, а оппозиции, даже не имея сильной ему альтернативы, теоретически можно добиться большинства голосов против переизбрания главы государства на новый срок.

После этого гипотетически в трехмесячный срок должны быть назначены повторные выборы, на которые действующий президент пойдет со справкой, что он представляет не большинство, а меньшинство граждан страны. Прецедентов пока не было.

Что же касается кандидата-спойлера (от английского spoil – «портить»), то его роль – оттянуть на себя часть голосов у другого, похожего по взглядам, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией. По этой логике спойлер не может существовать без конкурента, на котором паразитирует, – в этом случае он становится или самостоятельным игроком, или спарринг-партнёром.


Сергей и Олег Гайдукевичи. Фото: БелаПАН

В беларусских реалиях спарринг-партнёрами Лукашенко было принято считать династию Сергея и Олега Гайдукевичей, а спойлеров искали среди оппозиционеров. При этом для авторов и для читателей было важно знать, кто настоящий оппозиционный кандидат, а кто – спойлер.

В 2020 году из пятерки зарегистрированных кандидатов в президенты только действующий глава государства играет понятную роль, о других можно спорить, какой именно эпитет к ним подходит (Анна Канопацкая, Андрей Дмитриев, Сергей Черечень и Светлана Тихановская).

«Кандидаты надежды»

В 2020 году попытались баллотироваться на пост президента неполитичные фигуры – экс-банкир Виктор Бабарико, экс-директор Парка высоких технологий Валерий Цепкало, которые сразу же отмежевались от оппозиции. Эти претенденты превратились в «кандидатов надежды» для умеренных сторонников перемен, уставших от бесконечного правления Лукашенко и неудач традиционной оппозиции.

Этот эпитет использовали в комментариях из-за воодушевления, с которым был воспринят частью общества сам факт участия в кампании таких фигур, и собственно из-за надежды, что перемены возможны.


Сергей Тихановский. Фото: БелаПАН

Еще одна фигура, также неполитичная, но популярная – видеоблогер Сергей Тихановский.  Его YouTube-канал «Страна для жизни» стал местом для аккумуляции народного недовольства властями. Тихановский за год объездил регионы, дал слово тем, кто и не мечтал, что его могут услышать, пробудил к протесту ранее аполитичных и даже до сих пор лояльных власти людей.

Тихановский превратил кампанию по сбору подписей за выдвижение своей жены кандидатом в президенты в протестный перформанс и собирал толпы – люди выстраивались в многометровые очереди, «чтобы поставить подпись против Лукашенко». Он оказался в СИЗО после инцидента, который многие расценили как провокацию. Беларусские правозащитники назвали Тихановского политзаключенным, российские СМИ – «белорусским Навальным»

Беларусские власти указали на Тихановского, Бабарико и Цепкало в качестве «руки Москвы». Лукашенко с телеканалов называл Тихановского почему-то «шелудивым», убеждал, что за Бабарико стоят «кукловоды из «Газпрома», а всех вместе взятых альтернативных кандидатов окрестил «альтернативщиками».

Последний эпитет часто используют сторонники Лукашенко в соцсетях, ощущая, наверное, негативную коннотацию, как в ярлыке «майданутые». Впрочем, судя по тому, что слово «альтернативщики» использовалось как одно из самоназваний для молодежных субкультур времен перестройки в СССР, то вряд ли оно воспринимается как обидное.

Нет утверждения без утверждающего. Главный по расклеиванию ярлыков в беларусской политике – Александр Лукашенко. Это он ввёл оборот ярлык «змагары» для оппозиции. В свой адрес он еще в начале 90-х получил с легкой руки российских телеканалов эпитет «батька», который сейчас воспринимается в основном позитивно, но почти не используется в Беларуси.

Со стороны оппонентов Лукашенко в разные годы получал оскорбительные, дегуманизирующие прозвища, которые запускались как часть лозунга-мема: «Сменить лысую резину!», «Стоп таракан!».

В таком формате они обычно существовали за пределами традиционных СМИ – в соцсетях, в листовках, на плакатах и транспарантах в руках митингующих, но могли попадать в СМИ на иллюстрациях с акций протеста и реже – в публицистике.

Сейчас в некоторых текстах можно встретить «Саша три процента», «хоккеист», «тракторист», «дед» – это может быть обидно, намекает на недостатки, но не переходит грань дегуманизации и не призывает к убийству.

В Беларуси практически нет политической сатиры.

В свое время этот феномен объяснил публицист Константин Скуратович: «Кто для мастера интересен, того изображать нельзя, можно только тех, кто не интересен. Как раньше говорили – явление исторически себя изжило».

Если бы не это, то список эпитетов в отношении участников президентских выборов был бы подлиннее и поразнообразнее. 

Павлюк Быковский, Media IQ & Пресс-клуб


Читают и смотрят по теме:

Выборы-2020: чего ждать от (не)зарегистрированных кандидатов? Видео встречи экспертно-аналитического клуба

Как журналистам обезопасить себя во время выборов. Конспект лекции Олега Агеева

Дайджест про манипуляции, цензуру и контекст

 

Партнёры прэс-клуба